«Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного».
«Формирование естественно — научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования».
Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу в нашем детском саду уделялось и уделяется в настоящее время достаточно много внимания. Нашими педагогами накоплен огромный опыт в этом направлении.
В процессе эксперимента развивается аналитико–синтетическая деятельность ребенка, наглядно-образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных веществ, свойства воды, воздуха, магнита и т. д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе. При организации специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.
Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста наиболее эффективно в процессе экспериментирования.
«Детское экспериментирование» развивает логическое мышление и словесно – логические операции, все виды памяти, что ведет к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем.
Процесс познания – творческий процесс, и задача дошкольных педагогов на мой взгляд, должна быть направлена на поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Как показывает практика дети старшего дошкольного возраста очень пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
В процессе своей педагогической деятельности я не преподношу детям знания и истину в готовом виде, а учу их искать и находить новые проблемы, решать их, тем самым, открывая для себя новые знания.
При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности. Все это способствует воспитанию у детей самостоятельного, творческого мышления дошкольников.
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому важно, чтобы они учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога в этом случае заключается в следующем – необходимо связать результаты исследований работы с практическим опытом детей, уже имеющимися знаниями и подвести их к пониманию закономерностей.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию в своей работе практикую задания детям, в которые проблемные ситуации и моделируются от имени сказочного героя.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольники старшего возраста получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.Очень важно, чтобы данное обучение в первую очередь предполагало отсутствие, какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Проблемное обучение легко познается через «детское экспериментирование».
Это помогает создать отношения сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Мое отношение с детьми старшего дошкольного возраста при работе в данном направлении строится на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
В нашем дошкольном учреждении силами педагогов оснащаются группы необходимыми материалами, которые используются при экспериментальной деятельности и направлены на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В старшем дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений — почему идет дождь? Где солнышко ночует?
Для наглядного сопровождения рассказа педагогу целесообразно использовать глобус, карту звездного неба, макет телескопа и ракеты, часы, лупы, весы. Использование таких «недетских» приборов способствует развитию интереса и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Собираем совместно с детьми коллекции камней, ракушек, гербарий цветов и т.д.
Мною в работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности: прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии) проводим с детьми опыты («Имеет ли вода форму, цвет, запах?», «Строим песочные туннели»), беседы («Что такое природа?», «Какие бывают камешки?», «Разнообразие морских ракушек.), эксперименты «Что нужно для роста растений?» «Откуда берется дождь», «Воздух и его свойства»)
Вся работапо формированию естественно — научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования проводится в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и методическая работа.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познанияэффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Родители в данном процессе играют большую роль, они могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький любознайка», фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – самая экспериментальная семья», «Мой любопытный возраст», проводим различные конкурсы («Новый наряд для новогодней елочки»).
В группе имеются материалы для исследований:
- образцы песка, глины, чернозема;
- камни (галька, гравий, керамзит);
- медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
- семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
- семена огородных культур;
- гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
- соль, сахар, лимонная кислота;
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:
- разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
- шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
- увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
- измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
- фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
- компас, бинокль;
- пилочки, наждачная бумага, пипетки;
- губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
- микроскопы, глобус.
С дошкольниками старшего возраста систематически проводятся игры — эксперименты с песком («Песочная фигура», «Песочный конус», «Где вода?» «Ветер и песок»), с воздухом («Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Ветер в комнате», «Танцующая свеча») и т.д.
Таким образом экспериментирование с соответствующим физическим материалом позволяет получить более полную информацию об изучаемом предмете или явлении; увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении педагога, сделать эффективным процесс ознакомления; полнее удовлетворить естественную любознательность. Немало важно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность и инициатива ребенка.
Опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить связи между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
При данном виде обучения я всегда помню о том, что каждый ребенок талантлив, и каждый день работы с детьми – это поиск новых подходов, интересных ситуаций и нестандартных объяснений.