Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дегустация национальных блюд».
Структурное подразделение «Детский сад №114 комбинированного вида» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Дегустация национальных блюд».
Подготовил: воспитатель высшей
квалификационной категории
Макарова Наталья Николаевна
г Рузаевка
2021
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Дегустация национальных блюд».
Цель: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России, в республике Мордовия.
Образовательные задачи:
-создать условия для расширения представлений детей о людях разных национальностей, проживающих в России; в республике Мордовия.
-актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей республики: русских, мордвы, татар (национальные костюмы, язык, кухня, традиции).
Воспитательные задачи:
— продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения;
— знакомить с обычаями и традициями, языком, кухней народов живущих в республике, воспитывать доброжелательное отношение к ним;
-воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
Предварительная работа: Знакомство с национальными костюмами (русский, мордовский, татарский), народными сказками, народными играми. Беседы: «Мой дом – Россия», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Материалы и оборудование: Приглашения, книги, куклы, элементы национальных костюмов на кукол. Блюда национальных кухонь (русской, мордовской, татарской).Посуда, салфетки, Телевизор для просмотра электронных изображений, подборка электронных изображений (яндекс картинки к рассказу)
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята! У нас сегодня в детском саду проходит дегустация блюд национальной кухни. А что такое дегустация? (Ответы детей)
Воспитатель: Но прежде чем отправиться на дегустацию мы должны получить приглашения. Мы их можем получить, выполнив три задания ученого кота.
Учёный кот: Здравствуйте! Здравствуйте! За приглашениями пришли? И про три моих задания знаете? И готовы их выполнить?
Вот первое задание: Словесная игра « Подумай и ответь»:
Наша страна называется … (Россия).
Наша страна очень … (большая, огромная).
Наша республика называется… (Мордовия)
Столица нашей республики — город (Саранск)
У нас в республике проживают люди разных национальностей, например… ( русские, мордва, татары).
Люди у нас живут...( дружно).
Учёный кот: Вы правильно продолжили ответы. Следующее задание будет сложнее, нужно будет в моей библиотеке разложить по полочкам отдельно русские народные сказки, татарские и мордовские сказки. (Дети раскладывают книги.)
Воспитатель: Кот откуда у тебя столько много книг?
Учёный кот: Я книги люблю читать. Особенно народные сказки. Могу потом и вам дать почитать. Хочу проверить, как вы выполнили работу. Ни чего не перепутали? (Проверяют сказки).
Учёный кот: А вас ждёт следующее задание: «Наряди куклу в национальный костюм».
Ребята вам нужно разделиться на три группы: одни наряжают куклу в мордовский костюм, другие подбирают элементы татарского костюма, а третьи – русский народный костюм. Каждый костюм по-своему интересен и прекрасен, самобытен. Предметы костюмов разложены вот тут на столе. Тут и сарафан и рубаха, платок и тюбетейка, пулай и каркс, не забудьте про украшения. (Действия детей).
Учёный кот: А почему пулай вы этой кукле одели? С чем носят сарафан? Какой кукле примерим калфак? (Ответы детей).
Воспитатель: Кот мы на дегустацию спешим. Мы выполнили все твои задания.
Учёный кот: Ну уж порадуйте меня спойте мне песню на прощание. Вот вам ваши приглашения.
Песня про дружбу.
(Дети проходят в зал. У ним проверяют приглашения. В зале подготовлены национальные уголки. Встречают взрослые в национальных костюмах).
Алдуня: Шумбратада!
Дети: Шумбратада!
Алдуня: Меня зовут Алдуня. Приглашаю вас попробовать блюда мордовской кухни. Вот шонгарям (пшенная каша на молоке), курганя (лепешка с начинкой из творога и картофеля), топонь оришкат покушайте, вот медовый кисель. Лацкас ярхцамс! (Приятного аппетита). Очень много в мордовской кухне вкусных и интересных блюд и для взрослых и для детей. Всё готовилось хозяйкой с любовью.
Воспитатель: Всё и в правду и вкусно и красиво.
Алдуня: А вас ждёт игра народная, мордовская «Чакшкинесэ» (Горшочек) (Дети играют).
Воспитатель: Скажем спасибо на мордовском языке и до свидание.
Дети: Сюкпря! Няемозонк!
Воспитатель: А нас уже ждут с блюдами татарской кухни.
Венера: Исэнмесез!
Дети: Исэнмесез!
Венера: Меня зовут Венера. Я живу в татарской Пишле. Приготовила для вас сладости, так как татары очень любят пить чай и угощать гостей. Чельпек, чак-чак и талкыш-калеве подают к крепкому чаю с молоком, желая гостям богатства и удачи.
Не стесняйтесь, угощайтесь. Күңелле аппетит! (Приятного аппетита) (Дети угощаются).
Венера: А если вы не сильно устали и хотите поиграть я вам предлагаю игру «Тимербай». (Дети играют).
Воспитатель: Бик зур рэхмэт! (Спасибо) Дети скажите спасибо по татарски. И до свидание (Сау булыгыз).
Воспитатель: А вот ещё одна скатерть-самобранка, а на неё русские блины, бублики, баранки, пирожки да пряники сахарные, петушки на палочка.
Алёнушка: Здравствуйте мои дорогие! Рада видеть вас! Заждалась вас с угощениями.
Воспитатель: Здравствуй Аленушка и у тебя тоже очень богатый стол. И посуда красивая, расписная.
Алёнушка: Приятного аппетита! Отведайте мои кушанья! (Дети угощаются).
Воспитатель: Всё очень вкусно! Спасибо!
Алёнушка: А я для деток хоровод подготовила. А вы мне помогайте дружно подпевайте.
Хоровод «Венок».
Воспитатель: Вот и закончилась наша дегустация национальных блюд. Вы вспомнили народные сказки, народные костюмы, говорили на разных языках, попробовали кушанья, поиграли в игры: мордовскую, татарскую, водили хоровод. Но хочется сказать о самом главном!
Несмотря на то что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, кухня, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.