«Гражданское воспитание дошкольников»
«Гражданское воспитание дошкольников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов родного края »
Введение
Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего рядом, воспитывать любовь и доброжелательное отношение к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира является благоприятным для гражданского воспитания детей.
В настоящее время наблюдается потеря значимости таких жизненно важных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, дружба, великодушие. Вечные ценности: ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА – постепенно отодвигаются на задний план.
Актуальность
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту накопленному предшествующими поколениями.
Ведь декоративно-прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, он идет от души.
Искусство родного народа должно войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовная культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть родного народа.
Размышляя о значении народного искусства, можно прийти к выводу, что через искусство своего народа лежит путь к нравственности и гражданственности.
Проблема
Детский сад посещают дети разных национальностей (мордва, татары, русские и др.). У многих были самые незначительные представления о народах нашей республики.
1.У детей отсутствуют знания об истоках национального декоративно-прикладного искусства, наблюдаются самые незначительные представления об орнаментальности изделий народных промыслов, тем более дети зачастую незнакомы с декоративно-прикладным искусством народов, живущих в нашей республике (мордвы, татар и русских).
2.Народы разных национальностей не всегда живут в мире и согласии.
3.В нашем обществе дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношениях между людьми.
4.Низкая культура общения между людьми разных национальностей.
Цель исследования: изучение особенностей гражданского воспитания дошкольников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов родного края.
Задачи исследования:
1) изучить цель, задачи, содержание гражданского воспитания дошкольников;
2) рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство гражданского воспитания дошкольников;
Объект исследования: гражданское воспитание дошкольников.
Предмет исследования: педагогические возможности гражданского воспитания дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
Практическая значимость
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус; благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».
Воспитанники не имеют возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления народных костюмов, росписи игрушек, посуды, у них нет возможности соприкоснуться воочию с декоративно-прикладным искусством мордовского народа и других народов.
В основу работы положены теоретические и практические исследования педагогов:
Особую роль декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников отмечали многие отечественные исследователи и искусствоведы (Л.И.Божович, Е, Флерина, Р.Ш, А.П.Усова, Т.Я.Шпикалова, Р.И.Жуковская, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, З.А.Богатеева и др.) отмечали, что в произведениях народного творчества особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. И доказывали, что народное творчество, в частности декоративно-прикладное искусство несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.
Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного.
Правильно организованная работа помогает сформировать у детей чувство национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к мордовскому народу.
Направления работы
- знакомство детей с изделиями художественных народных промыслов;
- знакомство с национальными орнаментами декоративно-прикладного искусства народов республики Мордовия;
- создание изделий по мотивам декоративно-прикладного искусства народов родного края;
Формы работы с детьми по данному направлению:
1. НОД (фронтальные и подгрупповые)
2. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности.
3. Экскурсии (в том числе виртуальные), целевые прогулки.
4. Выставки.
5. Тематические вечера этической и национальной направленности.
6. Просмотр фильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.
7. Детская благотворительность.
8. Праздники и развлечения.
При планировании работы по данной теме, учитываются основные принципы дидактики, такие как: активность, наглядность, реалистичность, доступность, научность, систематичность, последовательность.
Методы и приемы используемые в работе.
Наглядные:
— экскурсии, целевые прогулки;
— наблюдения;
— рассматривание иллюстраций, репродукций, изделий, предметов;
— дидактические и сюжетно-дидактические игры;
— моделирование.
Словесные:
— чтение художественных произведений;
— беседы с элементами диалога;
— рассказ;
— малые формы фольклора.
Практические:
— продуктивная деятельность;
— постановка спектаклей.
На занятиях дети знакомятся с характерными признаками национальной одежды, обуви и предметов быта. Дети знают, какую одежду носили народы издавна, научились различать и называть головные уборы, одежду, украшения.
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, стараюсь приобщать детей к искусству народов разной национальности, помочь им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Результаты работы
Целенаправленная, систематическая работа дает хорошие результаты и гражданские представления и навыки у детей стремительно развиваются. Благодаря проводимой работе дошкольники пропитываются духом творчества, гуманизма, у них появилось стремление к созидательной деятельности.
К концу проекта дети достигли определенных успехов, а именно:
1.Познакомились с историей возникновения декоративно-прикладного искусства народов, живущих в нашей республике.
2.Расширились знания детей о характерных особенностях орнамента мордовского, татарского и русского народов.
3.У детей сформировались гуманные чувства по отношению к окружающим: доброжелательность, честность, правдивость, справедливость, отзывчивость.
4.Появился интерес к народному искусству, умение понимать его ценность и необходимость для любой национальности.
5.Дети умеют выражать свои чувства к предметам, изделиям, созданных своими руками.
6.Дети уважительно относятся к людям разных национальностей.
Заключение
В процессе работы по данной теме я пришла к выводу, что соприкосновение с декоративно-прикладным искусством воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
Вместе с тем, в процессе ознакомления с народным творчеством у детей формируются гуманные качества (доброжелательность, милосердие, уважение) к народам разных национальностей.