Экологический проект для детей средней группы на тему: «Мы друзья природы»

1.Тема проекта: «Мы друзья природы»

2.Автор проекта: Бершина Ирина Петровна

3.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

4.База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»

5.Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021)

6.Вид проекта: познавательно-исследовательский

7.Тип проекта Комплексный

8.Актуальность проекта

Земля — наш общий дом, и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к природе, сохраняя все ее ценности и богатства. В дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, поэтому детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек — это часть природы, и забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.

9.Новизна проекта Воспитание любви к природе методом проектов.

10.Гипотеза проекта данный проект позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор.

11.Цель проекта: Сформировать у детей осознанное отношение к природе; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.

12.Задачи проекта

Образовательные

учить видеть красоту природы, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи; формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту; учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;

Развивающие

развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память;

развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Воспитательные

Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.

Воспитывать бережное отношение к природе.

13.Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – дается представление об охране природы родного края; организуются наблюдения и экскурсии по введению детей в мир природы.

«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим; игры-экспериментирования, наблюдения за объектами и явлениями природы.

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, досуги, выставки рисунков, фотовыставки

«Физическое развитие» – проведение физминуток, пальчиковых и подвижных игр.

14.Предварительная работа: Разработка календарно-тематического плана работы, выбор литературы.

15.Методы и приёмы реализации проекта

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)

в) поисковый (поиск и обогащение и т.д.)

г) практический (наблюдение за растениями и животными);

д) игровой (подвижные, дидактические, настольные игры) метод обучения.

Формы реализации проекта:

познавательно-игровые занятия;

занятия-экскурсии;

наблюдения за растительным и животным миром;

беседы

Проект построен на основе методических принципов:

интеграции образовательных областей;

— учет воз­растных особенностей детей;

— доступ­ность материала;

— постепенность его усложнения.

16.Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, звуковая колонка, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, музыкальный центр.

17.Ожидаемые результаты

у детей расширятся знания о бережном отношении к объектам природы;

дети научатся видеть и понимать прекрасное в природе;

возрастет интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания.

Поэтапный план реализации проекта:

1 этап – организационный

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; создание условий, необходимых для реализации проекта; обогащение предметно-развивающей среды; сбор и анализ литературы по даннойтеме; разработка плана реализациипроекта; подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений, загадок, подвижных игр;

разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, природному миру.

2 этап – практический

Создание и подготовка дидактических игры по экологии, настольно-печатных игр, иллюстраций, альбомов, проведение тематического развлечения, бесед, экспериментов, мероприятий; выстраивание сотрудничества с родителями; обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы).

В группе организуются:

— Тематические выставки;

— Игры — занятия проводятся 1 раз в месяц в соответствии с планом и расписанием работы. В группах занимаются дети 4-5 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

— Экскурсии, развлечения, наблюдения проводятся в соответствии с планом работы.

3 этап – обобщающий

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми. В течение учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, досуги, наблюдения. Проводится диагностика усвоения детьми пройденного материала

Дорожная карта (план мероприятий) программы инновационной деятельности

Наименование мероприятия Сроки Ожидаемый результат мероприятия
1 этап – Организационный (сроки) (педагоги, дети, родители)
1.Документально-организационная работа: Выбор темы и составление паспорта проекта; Подбор иллюстративного, игрового материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, компьютерных презентаций;

Оповещение родителей о предстоящем проекте;

Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей

по теме проекта.

Анкетирование родителей

Сентябрь Изучить литературу, подготовить материал, провести анкетирование родителей, чтобы выяснит их подготовку по данной тематике
2 этап – Практический (сроки)(педагоги, дети, родители)
Работа с детьми o Тематические беседы, НОД по теме проекта с использованием ИКТ; o Организация игровых ситуаций;

o Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов с изображением

живой и неживой природы;

o Пальчиковые, хороводные игры;

o Целевые прогулки, экскурсии;

o Наблюдения за объектами живой и неживой природы;

Работа с родителями

o Консультация «Безопасность детей в природе»

o Творческая мастерская «Поделки из бросового материала»

o Акция «Украсим землю цветами». Помощь родителей в высадке

рассады.

o Акция «Трудовой десант» (совместная уборка территории ДОУ)

o Помощь родителей в сборе материала для коллажей, макета,

книжных выставок, альбомов, изготовлении элементов костюмов,

атрибутов для театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Октябрь — апрель
3 этап – Обобщающий (сроки)(педагоги, дети, родители)
Подведение итогов работы над проектом; Оформление материалов, подготовка отчётности. Май
Календарно-тематическое планирование
Месяц Тема Программное содержание Материал
сентябрь Досуг «Путешествие в лес» 1. Закрепить правила поведения в лесу; названия диких животных. 2.Развивать слуховое внимание, речь, воображение, творческие способности. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к лесным жителям, бережное отношение к природе. Презентация, пазл «Морковка», аудиозаписи песен и мелодий, музыкальный центр, экран, проектор, песня «Паровоз «Букашка», песня- танец «Весёлые грибочки», маски диких животных.
Опыт «Кто улетит, кто останется?» Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне
октябрь НОД «Природа наш друг» 1. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях. Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных
и птиц. 2.Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление. Развивать познавательный интерес к экологическому воспитанию.

Развивать творческие способности у детей

Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

3.Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Воспитывать готовность прийти на помощь.

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Презентация, аудио запись с музыкой, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, цветные изображения птиц.
Прогулка «На лесной опушке» Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах, учить видеть красоту осеннего леса. Муляжи грибов (подосиновик, лисичка, мухомор); картинки грибов
Опыт «Как звери меняют шубку?» Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе Кусочки меха (старого), кора деревьев
ноябрь Беседа «Как звери готовятся к зиме» Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей. Иллюстрации «Звери зимой»
Опыт «Тепло — холодно» Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения а) цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань.
декабрь Мастер-класс«Поделка из бросового материала» Формировать представление о том, что можно сделать из использованных предметов Силуэты цветов, пластилин, стеки, трубочки для коктейля
Беседа «На полянку, на лужок, тихо падает снежок… » Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах, о возможности его использования для поделок и игр, развивать способно сть детей делать выводы по ходу беседы, анализиро вать полученную информа цию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки.
Опыт «Нужен ли зимой растениям снег?» Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности
январь Дидактическая игра «Птицы нашего края» Формировать знания о птицах родного края Иллюстрации «Птицы» П/игра «Птички в гнездышках»
Наблюдения «Какие птицы прилетают к нам на участок»? В ходе игры познакомить детей с такими свойствами снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.
Опыт «Почему тает снег?» Установить зависимость изменений в природе от сезона Емкости для снега
февраль Драматизация «Сказка о Сове и Старике» 1.Закрепить знания о потребности растения в земле. 2.Развивать представление о последовательности трудового процесса. 3.Воспитывать интерес к труду в природе. Горшок, лопатка, земля, семена лука
Наблюдение за зимующими птицами. Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленение яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытие перьями, две ноги). Зимующие птицы, картинки и иллюстрации с зимующими птицами, корм для птиц, кормушкки
Опыт «Где быстрее наступит весна?» Установить зависимость изменений в природе от сезона Емкости со снегом, льдом
март Лэпбук «Природа родного края» Формировать интерес к природе родного края с помощью дидактических игр
Наблюдения «Деревья и кустарники в природе» Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях
Опыт «Где будут первые проталинки?» Установить связь сезонных изменений с наступлением тепа, появлением солнца Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона
апрель Мероприятие с родителями Совместный показ спектакля «Жил-был у бабушки серенький козлик…» (современная экологическая сказка) 1.Расширять знания детей об охране растений. Воспитывать желание беречь природу Персонажи кукольного театра: волк, козлик, Баба Яга, искусственные цветы (подснежники, первоцветы), бейсболка с рогами, железные ботинки.
Беседа «Птицы прилетели» Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной; познакомить детей с понятием «прилет птиц» как одним из природных явлений весны. Иллюстрации с изображением перелетных птиц
Опыт «Из чего птицы строят гнезда?» Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки
май Отчёт Подведение итогов
17 Работа с родителями

Привлечение родителей к посильной помощи в организации различных мероприятий

№ п\п Формы работы Практические выходы
1 Тестирование «Экологическое образование в семье» Результаты тестирования родителей
2 Консультации для родителей: — «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ» — «Как ознакомить детей с природой»

— « Роль семьи в воспитании у дошкольников любви к природе»

— «Родители – первые гиды на пути познания»

Предоставление родителям педагогической информации по данным темам
3 Привлечь родителей: — к участию в конкурсах: «Осенняя палитра», «Зимние постройки на нашем участке» — к участию в акциях: «Кормушка для пичужки», «Скворечник» Совместная деятельность
1390
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!