Экологический проект для детей средней группы на тему: «Мы друзья природы»
1.Тема проекта: «Мы друзья природы»
2.Автор проекта: Бершина Ирина Петровна
3.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
4.База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»
5.Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021)
6.Вид проекта: познавательно-исследовательский
7.Тип проекта Комплексный
8.Актуальность проекта
Земля — наш общий дом, и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к природе, сохраняя все ее ценности и богатства. В дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, поэтому детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек — это часть природы, и забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.
9.Новизна проекта Воспитание любви к природе методом проектов.
10.Гипотеза проекта данный проект позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор.
11.Цель проекта: Сформировать у детей осознанное отношение к природе; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.
12.Задачи проекта
Образовательные
учить видеть красоту природы, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи; формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту; учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;
Развивающие
развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память;
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитательные
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Воспитывать бережное отношение к природе.
13.Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» – дается представление об охране природы родного края; организуются наблюдения и экскурсии по введению детей в мир природы.
«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим; игры-экспериментирования, наблюдения за объектами и явлениями природы.
«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, досуги, выставки рисунков, фотовыставки
«Физическое развитие» – проведение физминуток, пальчиковых и подвижных игр.
14.Предварительная работа: Разработка календарно-тематического плана работы, выбор литературы.
15.Методы и приёмы реализации проекта
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)
в) поисковый (поиск и обогащение и т.д.)
г) практический (наблюдение за растениями и животными);
д) игровой (подвижные, дидактические, настольные игры) метод обучения.
Формы реализации проекта:
познавательно-игровые занятия;
занятия-экскурсии;
наблюдения за растительным и животным миром;
беседы
Проект построен на основе методических принципов:
— интеграции образовательных областей;
— учет возрастных особенностей детей;
— доступность материала;
— постепенность его усложнения.
16.Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, звуковая колонка, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, музыкальный центр.
17.Ожидаемые результаты
у детей расширятся знания о бережном отношении к объектам природы;
дети научатся видеть и понимать прекрасное в природе;
возрастет интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания.
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап – организационный
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; создание условий, необходимых для реализации проекта; обогащение предметно-развивающей среды; сбор и анализ литературы по даннойтеме; разработка плана реализациипроекта; подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений, загадок, подвижных игр;
разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, природному миру.
2 этап – практический
Создание и подготовка дидактических игры по экологии, настольно-печатных игр, иллюстраций, альбомов, проведение тематического развлечения, бесед, экспериментов, мероприятий; выстраивание сотрудничества с родителями; обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы).
В группе организуются:
— Тематические выставки;
— Игры — занятия проводятся 1 раз в месяц в соответствии с планом и расписанием работы. В группах занимаются дети 4-5 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;
— Экскурсии, развлечения, наблюдения проводятся в соответствии с планом работы.
3 этап – обобщающий
Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми. В течение учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, досуги, наблюдения. Проводится диагностика усвоения детьми пройденного материала
Дорожная карта (план мероприятий) программы инновационной деятельности
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат мероприятия |
1 этап – Организационный (сроки) (педагоги, дети, родители) | |||
1.Документально-организационная работа: Выбор темы и составление паспорта проекта; Подбор иллюстративного, игрового материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, компьютерных презентаций; Оповещение родителей о предстоящем проекте; Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта. Анкетирование родителей | Сентябрь | Изучить литературу, подготовить материал, провести анкетирование родителей, чтобы выяснит их подготовку по данной тематике | |
2 этап – Практический (сроки)(педагоги, дети, родители) | |||
Работа с детьми o Тематические беседы, НОД по теме проекта с использованием ИКТ; o Организация игровых ситуаций; o Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов с изображением живой и неживой природы; o Пальчиковые, хороводные игры; o Целевые прогулки, экскурсии; o Наблюдения за объектами живой и неживой природы; Работа с родителями o Консультация «Безопасность детей в природе» o Творческая мастерская «Поделки из бросового материала» o Акция «Украсим землю цветами». Помощь родителей в высадке рассады. o Акция «Трудовой десант» (совместная уборка территории ДОУ) o Помощь родителей в сборе материала для коллажей, макета, книжных выставок, альбомов, изготовлении элементов костюмов, атрибутов для театрализованных и сюжетно-ролевых игр. | Октябрь — апрель | ||
3 этап – Обобщающий (сроки)(педагоги, дети, родители) | |||
Подведение итогов работы над проектом; Оформление материалов, подготовка отчётности. | Май |
Месяц | Тема | Программное содержание | Материал |
сентябрь | Досуг «Путешествие в лес» | 1. Закрепить правила поведения в лесу; названия диких животных. 2.Развивать слуховое внимание, речь, воображение, творческие способности. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к лесным жителям, бережное отношение к природе. | Презентация, пазл «Морковка», аудиозаписи песен и мелодий, музыкальный центр, экран, проектор, песня «Паровоз «Букашка», песня- танец «Весёлые грибочки», маски диких животных. |
Опыт «Кто улетит, кто останется?» | Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе | Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне | |
октябрь | НОД «Природа наш друг» | 1. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях. Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных и птиц. 2.Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление. Развивать познавательный интерес к экологическому воспитанию. Развивать творческие способности у детей Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. 3.Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому. Воспитывать готовность прийти на помощь. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Презентация, аудио запись с музыкой, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, цветные изображения птиц. |
Прогулка «На лесной опушке» | Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах, учить видеть красоту осеннего леса. | Муляжи грибов (подосиновик, лисичка, мухомор); картинки грибов | |
Опыт «Как звери меняют шубку?» | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе | Кусочки меха (старого), кора деревьев | |
ноябрь | Беседа «Как звери готовятся к зиме» | Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей. | Иллюстрации «Звери зимой» |
Опыт «Тепло — холодно» | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения | а) цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань. | |
декабрь | Мастер-класс«Поделка из бросового материала» | Формировать представление о том, что можно сделать из использованных предметов | Силуэты цветов, пластилин, стеки, трубочки для коктейля |
Беседа «На полянку, на лужок, тихо падает снежок… » | Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах, о возможности его использования для поделок и игр, развивать способно сть детей делать выводы по ходу беседы, анализиро вать полученную информа цию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки. | ||
Опыт «Нужен ли зимой растениям снег?» | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе | Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности | |
январь | Дидактическая игра «Птицы нашего края» | Формировать знания о птицах родного края | Иллюстрации «Птицы» П/игра «Птички в гнездышках» |
Наблюдения «Какие птицы прилетают к нам на участок»? | В ходе игры познакомить детей с такими свойствами снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед. | ||
Опыт «Почему тает снег?» | Установить зависимость изменений в природе от сезона | Емкости для снега | |
февраль | Драматизация «Сказка о Сове и Старике» | 1.Закрепить знания о потребности растения в земле. 2.Развивать представление о последовательности трудового процесса. 3.Воспитывать интерес к труду в природе. | Горшок, лопатка, земля, семена лука |
Наблюдение за зимующими птицами. | Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленение яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытие перьями, две ноги). | Зимующие птицы, картинки и иллюстрации с зимующими птицами, корм для птиц, кормушкки | |
Опыт «Где быстрее наступит весна?» | Установить зависимость изменений в природе от сезона | Емкости со снегом, льдом | |
март | Лэпбук «Природа родного края» | Формировать интерес к природе родного края с помощью дидактических игр | |
Наблюдения «Деревья и кустарники в природе» | Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях | ||
Опыт «Где будут первые проталинки?» | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепа, появлением солнца | Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона | |
апрель | Мероприятие с родителями Совместный показ спектакля «Жил-был у бабушки серенький козлик…» (современная экологическая сказка) | 1.Расширять знания детей об охране растений. Воспитывать желание беречь природу | Персонажи кукольного театра: волк, козлик, Баба Яга, искусственные цветы (подснежники, первоцветы), бейсболка с рогами, железные ботинки. |
Беседа «Птицы прилетели» | Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной; познакомить детей с понятием «прилет птиц» как одним из природных явлений весны. | Иллюстрации с изображением перелетных птиц | |
Опыт «Из чего птицы строят гнезда?» | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки | |
май | Отчёт | Подведение итогов |
Привлечение родителей к посильной помощи в организации различных мероприятий
№ п\п | Формы работы | Практические выходы |
1 | Тестирование «Экологическое образование в семье» | Результаты тестирования родителей |
2 | Консультации для родителей: — «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ» — «Как ознакомить детей с природой» — « Роль семьи в воспитании у дошкольников любви к природе» — «Родители – первые гиды на пути познания» | Предоставление родителям педагогической информации по данным темам |
3 | Привлечь родителей: — к участию в конкурсах: «Осенняя палитра», «Зимние постройки на нашем участке» — к участию в акциях: «Кормушка для пичужки», «Скворечник» | Совместная деятельность |