Урок окружающего мира в 3 классе

       Осина Ирина Васильевна

 Учитель начальных классов

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»

Проект (конспект) урока окружающего мира в 3 классе по теме: 

«Природные сообщества «Озеро», «Луг», «Поле» (обобщение пройденного материала)

 Авторы курса– Дмитриева Н., Казаков А.

Тема:  Обобщение знаний по теме: «Природные сообщества           «Озеро», «Луг», «Поле».

          Цели:  - обобщить, закрепить и проверить знания учащихся по теме;

                        — развивать мышление, память, внимание;

                        — воспитывать любовь к природе;

                        — формировать умение работать в группах.

         

          Оборудование:  слайды растений и животных разных природных сообществ;  пейзажи с изображением луга, поля, озера;

карточки – задания;  видеозапись; муз.диск.

 

                                            Ход урока

1.Организационный момент.

— Начнем урок с небольшого видеофрагмента.

— Вы посмотрели видеофрагмент, обратили внимание на оформление доски и, думаю, догадались, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.

— У нас обобщающий урок «Природные сообщества «Озеро», «Луг», «Поле». На нашем уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

2. Фронтальная работа.

— Но сначала давайте вспомним…

— Что такое природное сообщество?

— Какие природные сообщества существуют?

— Какие образуются связи в природных сообществах?

— Что называется озером?

— На какие группы можно разделить растения водоёма?

— Какая связь существует между растениями и животными озера?

— Что такое луг?

— Почему луг называют природным сообществом?

— Что объединяет все растения луга?

— Кто живёт на лугу?

— Почему насекомых больше на лугах, чем в лесах?

— Чем питаются насекомые?

— Итак, луг – это стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Мы знаем, что человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему это может привести?

— Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

— Что надо делать человеку, чтобы экологическое равновесие в сообществе «Озеро» не нарушалось?

— Чем поле отличается от луга?

— Что выращивает человек в поле?

3. Групповая работа.

— Я вижу, что вы готовы поработать в группах и выполнить творческие задания.

— Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

— У нас три группы – три сообщества. Прошу представителей групп выбрать себе сообщество и сделать прогноз своей работы в виде крестика на шкале оценивания.

Задание 1. «Найди ошибку»

Каждой группе даётся текст, описывающий поле, луг или озеро. В тексте допущена только одна ошибка. Задача – найти ошибку.

Задание 2. «Пищевые цепочки»

Задача – составить 3 пищевые цепочки из 3, 4, 5 звеньев.

Задание 3. «Вопрос – ответ»

Каждой группе даются по 3 вопроса, требующих рассуждений.

Задание 4. «Экологическая культура»

— Есть хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, — не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях».

— Итак, вы пришли в гости к природе. А зачем?

— Не забывайте: вы – в гостях. Вы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняйте их! Что же это за правила?

Задача – каждая группа должна нарисовать 3 запрещающих знака. Работают 3 человека, остальные члены команд получают задание – ситуация поведения в природе, которую необходимо обсудить.

Задание 5. «Экологические задачи»

Каждой группе даётся задача.

— Если хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Всюду кипит жизнь. Всё у тебя есть: уши, чтобы всё слышать, глаза, чтобы всё увидеть, ноги, чтобы всюду пройти. И голова, чтобы всё понять. Давайте не повторять чужих ошибок и помнить, что мы в гостях.

— Работа в группах закончена. Оцените теперь успешность своей работы в виде крестика на шкале.

4. Физминутка.

5. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

 Тест «Природные сообщества «Озеро», «Луг», «Поле» (в трёх вариантах).

6. Рефлексия.

— Итак, наше путешествие в природные сообщества подходит к концу. Что же даёт каждое сообщество для каждого из нас?

Дома: 1.Подготовить инд. проект для портфолио (рассказ о растении или животном, которое нуждается в защите).

           2. Вопросы для любознательных.

— Подведём итог. Что на уроке было для вас интересным? Что вызвало наибольшее затруднение? О чём заставил задуматься наш урок?

Отметки.

Звучит пение птиц.

— Друзья мои, путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песни природы, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, квакает лягушка, тихо шепчут листья ивы. Слушайте и смотрите.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.  

Задание 1. «Найди ошибку»

Луг

Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ежа. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, мышиный горошек, камыш, колокольчик, луговой василёк. В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жуков и муравьев. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений кузнечиков. Только стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.

Озеро

У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с темно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками темно — фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и клевера.

По крупным белым цветкам и круглым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений  -кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.

Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп — водомерка.

Поле

Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха. Высокая, густая рожь — это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Целый день птицы заняты тем, что летают над хлебами, отыскивая мышей, хомяков, и истребляют их в большом количестве. Вот орёл поймал суслика. Солнце уже давно село, и какие-то тени видны над рожью. Это совы вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить мышей и полёвок. Трудна их работа.

Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые — вредители поля: слизни, тля, дождевые черви, гусеницы. Однако у зерновых есть друзья, которые их берегут. Это насекомоядные зверьки: землеройки, ежи, — насекомоядные птицы.

Задание 3. «Вопрос — ответ»

Луг

1.  Может ли бабочка быть одновременно вредной и полезной
для растения?

2.           Как называются луга, расположенные на разных континентах?

3.           Задние ноги у кузнечика длинные, нескладные и, кажется,
даже мешают ему ходить. Для чего нужны кузнечику такие
ноги?

Озеро

1.  Можно ли аквариум с его обитателями назвать сообществом?

2.           Надводные растения водоёма камыш, стрелолист, рогоз,
тростник очищают воду от вредных веществ. Но сильное
разрастание этих растений приводит к замору рыб. Почему?

3.           Почему водомерки не тонут в воде?

Поле

1.  Ржаной хлеб делают из зёрен ржи, рисовую кашу — из зёрен
риса, гречневую — из гречихи, овсяную — из овса. А из каких
зёрен делают манную, пшённую и перловую крупы?

2.           Почему крупные животные не могут жить в поле?

3.           Докажите на примерах, что человек не имеет права нарушать
жизнь поля.

Задание 4. «Экологическая культура»

Луг

Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идёшь по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Поле

Заметил ли ты, что за тобой следом перелетает жаворонок? Не заметил? Тебе кажется, что ты идёшь по полю бесшумно. Но для полевых жителей твоё появление — целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в траве гнездо. Что ты сделаешь?

Озеро

Ты идёшь по берегу озера и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждёт, когда его накормят. Что ты сделаешь?

Задание 5. «Экологические задачи»

Луг

За лето одна сова уничтожает 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь съедает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?

Поле

Размножаемость сорных растений очень велика. Одно растение в год даёт зёрен: ржаной костёр — 1420, василёк — на 5260 больше, а полевой осот — на 12920 больше, чем василёк. Сколько зёрен в год даёт одно растение каждого из указанных сорняков?

Озеро

Из неисправного крана постоянно течёт вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту вытекает 8 литров воды — целое ведро! А сколько вытечет чистой воды в канализацию за перемену, которая длится 10 минут? За 1 час?

 

Тест «Природные сообщества «Луг», «Поле», «Озеро»

Вариант 1

1.   На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик  

Б) шмель, водомерка, жаворонок

В) медуза, кобылка, комар

2.В поле выращивают:
А) овёс, пырей, вьюнок

Б) пшеница, просо, ячмень

 В) капуста, василёк, рогоз

3.В озере обитают:
А) муха, муравей, лягушка

Б) стрекоза, головастик, утка

 В) тля, землеройка, ёж

4.Пищевая цепочка луга:
А) капуста   -  тля   — лягушка

Б) рогоз  -  комар  -  стрекоза

В) ромашка  -  бабочка  -  трясогузка

5.Из каких растений делают ткани?
А) хлопчатник, лён

Б) пшеница, рожь

 В) клевер, мятлик

6.Для защиты почвы на полях необходимо:
А) удобрять, уничтожать насекомых и животных

Б) обильно поливать, применять ядохимикаты

В) проводить снегозадержание, правильно пахать

Тест «Природные сообщества «Луг», «Поле», «Озеро»

Вариант 2

1.  Где произрастают эти растения? Соедини линией.

Просо

Тимофеевка                              луг

Мятлик

Рогоз                                         озеро

Ряска
Ячмень                                      поле

2.Для защиты почвы на полях необходимо
А) удобрять, уничтожать насекомых и животных

Б) обильно поливать, применять ядохимикаты

 В) проводить снегозадержание, правильно пахать

3.На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик

Б) шмель, водомерка, жаворонок

В) медуза, кобылка, комар

4.К лекарственным растениям относятся:
А) рожь, мышиный горошек, рогоз

Б) вьюнок, мятлик, колокольчик

 В) подорожник, ромашка, пижма

5.В поле выращивают:
А) овёс, пырей, вьюнок

Б) пшеница, просо, ячмень

 В) капуста, василёк, рогоз

6.В озере обитают:
А) муха, муравей, лягушка

Б) стрекоза, головастик, утка         

В) тля, землеройка, ёж

 

Тест «Природные сообщества «Луг», «Поле», «Озеро»

Вариант 3

1.  Пищевая цепочка луга:

А) капуста — тля — лягушка

Б) рогоз — комар -стрекоза

В) ромашка — бабочка — трясогузка

2.Какие животные являются хищниками?
А) кузнечик, карась, гусеница

Б) бабочка, мышь, дождевой червь

 В) божья коровка, стрекоза, щука

3.Где произрастают эти растения? Соедини линией.
Просо

Тимофеевка                                луг

Мятлик

Рогоз                                         озеро

Ряска
Ячмень                                      поле

4.На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик

 Б) шмель, водомерка, жаворонок

 В) медуза, кобылка, комар

5.К лекарственным растениям относятся:
А) рожь, мышиный горошек, рогоз

Б) вьюнок, мятлик, колокольчик

 В) подорожник, ромашка, пижма

6.Почему в поле живёт мало зверей?
А) мало птиц

Б) много врагов                          

В) открытая местность

 

Вопросы для любознательных

Где у кузнечика ухо?

Самая высокая трава на земле.

Назовите самого прожорливого хищника планеты.

Какие растения и как предсказывают погоду?

Как муравьи через ручьи и канавы перебираются?

Чем крылья у бабочек разрисованы?

Кого зовут глазастым охотником?

Кто живет в воде, а плавать не умеет?

Кто шагает «вверх» ногами?

Кто считается хвостатым родственником лягушки?

Кто без головы живет?

Сам легче перышка, имеет длинные проворные ноги. Бежит по воде, как на коньках.

По присутствию какого животного определяется чистота водоема?

Как называется жилище бобра?

Какое озеро самое чистое и глубокое?

Какая ромашка без белых лепестков цветет?

Какой цветок называют лягушонком?

У какого растения листья на север и на юг направлены?

У кого голова на ноге находится?

Кто является врагом колорадского жука?

Кто является санитарами водоема?

Как называется растение, плавающее на поверхности воды?

Чем стрекочет кузнечик?

Знаете ли Вы, что...

  •          Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в течениевсего лишь 12 часов, он может умереть?
  •          Богомол  -  единственное   насекомое,   способное   повернуть   голову   ипосмотреть «через плечо»?
  •          Насекомые    различают    цвета,    форму    предмета,    но    лучше    видятдвижущиеся предметы, чем неподвижные?
  •          В мире насчитывается 750 тысяч видов насекомых?
  •          Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубьтолько 9? За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков.
  •          Стрекоза  в  поисках  своего  любимого  лакомства  — мух -    способнапролететь за один час до 100 км, причем за тот же час эта обжора можетпроглотить целых 10 мух.

 

Используемая литература

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.Окружающий мир: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 3 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.
36889
RSS
Спасибо за интересный проект урока! Особенно заинтересовала работа по формированию коммуникативных УУД школьников.