ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МОРДОВСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МОРДОВСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«Воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным»
К. Д. Ушинский
Одна из задач, стоящих перед мировым сообществом, состоит в сохранении существующих самобытных этнических групп и укреплении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Отсюда и необходимость подготовки образованных членов социума, которые могут успешно жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп, способных согласовывать национальные и международные интересы, интегрироваться в общероссийское и общемировое пространство.
В связи с этим одним из направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры».
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
– приобщение детей к культуре своего народа;
– развитие национального самосознания;
– воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
– развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.
Декоративно–прикладное искусство нашего народа, в частности мордовского народа, является источником вдохновения и искоркой, дающей свет и тепло для нравственного воспитания дошкольников. Красота будущего поколения нашей республики – неотъемлемая часть культуры всей России. Эмоциональность, поэтическая образность народного искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию личности на основе нравственных идеалов, основанных на глубоких художественно-эстетических традициях своего народа. Мордовское народно–прикладное искусство входит в жизнь и культуру русского народа, благотворно влияет на формирование патриотических чувств через соприкосновение с традициями своих предков, прививает любовь к своим достижениям и преданность своей Малой Родине.
Организуя работу по данной теме, нами были выбраны следующие направления деятельности:
1. Познакомить детей с историей возникновения декоративно–прикладного искусства народов, живущих в нашей республике;
2. Расширить знания детей о характерных особенностях орнамента декоративно–прикладного искусства народов республики;
3. Учить самостоятельно, создавать изделия по мотивам декоративно–прикладного искусства народов, живущих в нашей республике;
4. Воспитывать гуманные чувства по отношению к народам разной национальности;
5. Развивать интерес к народному искусству, умение понимать его ценность и необходимость для любой национальности;
6. Развивать умение выражать свои чувства в изделиях, созданных своими руками;
7. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей;
8. Воспитывать эстетические чувства.
Правильно организованная работа помогает сформировать у детей чувство национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к мордовскому народу.
В детском саду были созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с жизнью, национальным творчеством мордовского народа и других народов, проживающих на территории республики.
Для реализации данной проблемы были использованы следующие программы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева);
2. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования (О.В. Бурляева и др.).
В группах оборудованы «Уголки национальной культуры», где дети знакомятся с Государственными символами России и Мордовии, представлены куклы в национальных костюмах, предметы декоративно–прикладного творчества.
Был изготовлен разнообразный практический материал: дидактические игры, картотеки подвижных игр и физминуток, образцы с элементами народных росписей. Приобретена литература по культуре и искусству родного края. Были созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов), различный иллюстрированный материал.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством мы организуем через разные виды деятельности: художественно-речевую, игровую, изобразительную, театрализованную.
В процессе работы по этнокультурному воспитанию средствами мордовского декоративно–прикладного искусства с детьми организуются утренники и развлечения, посвященные народным праздникам, занятия, познавательные беседы, экскурсии в краеведческий музей, оформляются экспозиции работ мордовского художника Ф. В. Сычкова и выставки детских творческих работ на тему «Мой край – Мордовия моя».
Организуя деятельность детей по изучению быта русского и мордовского народа, оборудуются мини–музеи «Русская изба», «Мордовская изба».
Использование предметов национального декоративно-прикладного искусства, его орнаментики в организованной образовательной деятельности с дошкольниками возможно, поскольку оно отличается простыми формами, яркостью цвета и составом композиционного построения узора, его образы понятны и доступны детям по восприятию и воспроизведению в собственной декоративной деятельности.
На занятиях дети знакомятся с характерными признаками национальной одежды, обуви, посуды и предметов быта, глиняными и деревянными народными игрушками (стилизованными матрешками – мордовочками, глиняными игрушками-свистульками, деревянной игрушкой села Подлесная Тавла и др.).
При изучении элементов национальных орнаментов рассматриваем иллюстрации народных костюмов в книгах, полотенца и салфетки, украшенные вышивкой, обращаем внимание детей на особенности вышивки одежды, на технику вышивания, колорит и орнаментальный состав мотивов мордовской вышивки, подробно рассматриваем и выделяем отдельные элементы с указанием на зависимость их формы от техники вышивания.
Процесс восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства сопровождается процессом воспроизведения основных элементов орнаментики в декоративном творчестве детьми дошкольного возраста на основе создания разнообразной посуды, декоративных пластин, фигурок по мотивам народных промыслов.
Применение компьютерных технологий позволяет нам организовать обучение более интенсивно, качественно. Использование мультимедийных презентаций помогает активно вовлекать детей в познавательный процесс, вызывает интерес и повышает активность детей.
Но достичь хороших результатов возможно только совместными усилиями детского сада и семьи. Поэтому большое внимание мы уделяем работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях. Родители принимают участие в пополнение и обогащение предметно–развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно–прикладному искусству, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно–печатных игр.), в конкурсах и выставках, в сборе экспонатов для мини-музея.
Работая по данной теме, мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов этнокультурного воспитания ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива. Искусство родного народа должно войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.