Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Игра — основной виддеятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Играя, онпознаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Вдидактическихиграх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию удошкольниковощущений и восприятия,формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучатьдетейразнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных ипрактических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставитдетей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Познавательная активность дошкольников – это активность, которая возникает в процессепознания. Она выражается в заинтересованном принятииинформации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способпознанияи применять его в других ситуациях.
Дидактическаяигра как средство развитияпознавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательностьдетей старшего дошкольного возраста;развивает способности; вводитдетейв жизненные ситуации;учит их действовать по правилам, развивает любознательность;закрепляет знания, умения.В теории ипрактике дошкольноговоспитания существует следующая классификациядидактических игр:с игрушками и предметами;настольно-печатные;словесные.Дидактическая игра может быть организована:1) на специальных занятиях по разделам программы
2) вне специальных занятий: во время свободного общениядетей с педагогом или со сверстниками.
Игровыедействия составляют основудидактическойигры — без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнееигровые действия, тем интереснее длядетейсама игра и тем успешнее решаютсяпознавательные и игровые задачи.Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.
Игровыедействия — не всегдапрактические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т. д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играхигровыедействия различны по их направленности и по отношению к играющим.
Одним из составных элементовдидактическойигры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачамиформированияличности ребенка и коллективадетей,познавательным содержанием,игровыми задачами и игровымидействиями в их развитии и обогащении.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Длядетей старшего дошкольного возрастапредлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развиваютпознавательную активность, любознательность,формируя учебную мотивацию
Содержаниедидактических игр формирует у детейправильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, к людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовойдеятельности.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речьдетей: пополняя иактивизируя словарь,формируяправильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни,формируя навыки пересказа. Рассказывая и объясняя, у детей развивается монологическая речь. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют отдетей активногоиспользования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.
Многиедидактические игры формируют у детейуважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так удетей пробуждается познавательныйинтерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
При отборедидактических игр, способствующих развитиюпознавательной активности, прежде всего учитываютсявозрастныеи индивидуальные особенностидошкольников.
Каждаядидактическаяигра включает в себя несколько элементов, а именно:дидактическую задачу, содержание, правила иигровые действия. Основным элементомдидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное вниманиедетей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.
Характерные особенностидидактическихигр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитаниядетей. Однако, созданные вдидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего,игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решаетдидактическую задачу.
В каждойдидактической игре дидактические задачи,игровыедействия и правила игры взаимосвязаны.
Правила работы сдидактическими играми:
Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно(сроки освоения одной игры — 2-4 недели)и разумно. Планируяигровую деятельность с ребенком, пользуйтесь правилами:Игра должна приносить радость и взрослому и ребенку. Каждый успех малыша – обоюдное достижение. Радость вдохновляет ребенка на будущие успехи.Не заставляйтедетейиграть до пресыщения. Игра длится до тех пор, пока она приятна всем. Нельзя делать обидных замечаний.Дайте возможность ребенку думать и делать все самому, и даже отыскивать ошибки. Выполняя все более трудные задания, ребенок развивает свои способности.Чтобы ощутить трудность задач, прежде чем задавать их детям, попробуйте выполнить сами.Начинайте игру с посильных задач. Успех вначале – обязательное условие рождения интереса.Ребенок не интересуетсяигрой, если у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или … отбили охоту играть. Поэтому больше хвалите, поддерживайте его во время игры.Роль педагога вдидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководитпознавательным процессом, организует обучениедетей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнениеигровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.