Конспект занятия «Удивительный мир пустыни. Свойства песка» (старшая группа)

Тип статьи:
Авторская

Цель: Познакомить детей с пустыней, её животным и растительным миром. Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка.

Образовательные задачи:

Познакомить с пустыней. — Углубить и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;Познакомить детей с качествами и свойствами песка посредством наблюдения и экспериментирования.Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

Развивающие задачи:

— Развивать познавательный интерес к пустыне, любознательность, воображение;Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.развивать связную речь, логическое мышление. Обогащать словарный запас.Развивать моторику рук детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Для проведения данной организованной деятельности были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения,подготовлен материал: презентация и оборудование для экспериментальной деятельности.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

(дети приветствуют гостей).

Воспитатель.: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

Воспитатель: Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.

(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т. д.

Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

Вывод.

Существуют места, где очень много песка – пустыни. Пустыни –это очень сухие территории, где очень мало выпадает дождя в год. Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему?

Ребята, а какие животные живут в пустыне?

Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).

Вывод.

III. Опыты

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, пройдите в 1-му рабочему столу. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1. Лупа, на ощупь.

Обследовать сухой песок пальцами;

рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: мы через микроскоп увеличили песок песок и на фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок.

Опыт 2 Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

Опыт 3 Пропускает или нет воду?

Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да, песок пропускает воду.

Опыт 5 У ящиков с песком.

А теперь пройдем ко 2-му рабочему столу

У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

Дети: Полить его.

(Просим полить из лейки)

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок — темно-желтого, сухой песок — светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Физкультминутка

Песочница

Итог.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали

334
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!