ТЕХНОЛОГИЯ «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей.

Особо хотелось бы уделить внимание реализации технологии «Ментальная арифметика» в образовании детей старшего дошкольного возраста.

В России о ментальной арифметике заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, в крупных городах открываются центры обучения, на первом канале в программах А. Гордона, А. Малахова, М. Галкина выступают детишки и поражают зрителей своими умениями. Кажется невероятным, но благодаря этой методике даже малыши детсадовского возраста решают задачи с трёхзначными числами в уме, причём быстро и правильно!

«Ментальная арифметика для дошкольников» за короткий срок стала крайне популярной. Что же такое «Ментальная арифметика»: очередная бизнесидея или полезная программа обучения? Кто её придумал? Правда ли, что эта методика учит считать быстрее калькулятора? А есть ли от нее ещё какая-нибудь польза? Этими вопросами задаются многие педагоги.

Цель ментальной арифметики – развить оба полушария головного мозга ребёнка одновременно и научить его быстро считать в уме сложные арифметические примеры. Известно, что правое полушарие мозга ответственно за фантазию, воображение, интуицию, творчество, музыкальные способности. Левое отвечает за логику, скорость реакции, память, аналитическое мышление, концентрацию вниманию. Если у человека развиты оба полушария, то он лучше работает, ему легче учиться, он быстрее и эффективнее запоминает информацию. Благодаря гармоничному развитию обоих полушарий ребёнок может решить задачу двумя способами: аналитическим и творческим.

Главным инструментом обучения быстрому устному счету является абакус. Аба́кус (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. Abacus – доска) – счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений в древних странах Азии и Европы. Международное их название абак (по-латыни «абакус»).

В Китае они называются суаньпань, в Японии – соробан, а в России – счёты. Счёты несколько видоизменялись в зависимости от страны, где они использовались, но суть оставалась прежней [1]. Уже более 50 лет абакус входит в государственную программу образования Японии. Японский журналист Осаму Катаяма пишет о том, что если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают, прежде всего, чтению, письму и соробану.

В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса – технологию «Ментальная арифметика». Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.).

В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трёх лет назад. Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание «Ментальной арифметике».

Появился анзан – компьютерный тренажёр; флеш-карты и другие интерактивные программы обучения по данной технологии. Чтобы научиться пользоваться счётами – абакусом (рис.1), необходимо знать, что они из себя представляют. Счёты состоят из: рамки, разделительной перекладины, верхних и нижних косточек.

Посередине находится центральная точка. Верхняя косточка – «королева» обозначает пятерку, а нижние «братья» – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек (домики), начиная справа налево, обозначает один из разрядов: единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч и т. д. Косточки в соседних «домиках»-разрядах, друг для друга, «друзья».

Рис. 1

При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем.

Дети запоминают стихотворение:

Что б прилежно посчитать –

Нужно пальчики размять:

Вверх – большой, вниз – указательный,

Вместе – крабик замечательный.

Малыши изучают 4 уровня сложения и вычитания (всего в ментальной арифметике 10 уровней) – простое сложение и вычитание (просто), помощь брата (братья), помощь друга (друзья) и комбинированный метод (брат + друг).

На помощь опять приходят стихотворные строки:

Если «просто» мы не можем,

Значит «братик» нам поможет

Если «брат» не сможет вдруг,

То поможет добрый «друг».

Если «друг» не смог никак,

То поможет «друг + брат»!

Приведем пример – простое сложение: 237+ 252=489 (рис. 2.)

Рис. 2

Чтобы отложить число на счётах, необходимо придвинуть к разделительной перекладине косточки, по числовому обозначению соответствующие цифре каждого разряда. Например, чтобы отложить число 237, необходимо в разряде сотен придвинуть к перекладине 2 нижние косточки, в разряде десятков – 3 нижние, в разряде единиц – верхнюю косточку (5 ед. – «королеву») и 2 нижние (5+2=7). Так мы получаем нужное число [2]. Рис. 2. Простое сложение: 237+ 252=489

Дальнейшие вычисления будут сопровождаться передвижением косточек по разрядам. При нехватке косточек воспользуемся верхней косточкой или нижней. Верхнюю косточку («королеву») применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3 («братья»). Косточку из соседнего стержня (помощь «друга») применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5 («друзья»).

Ментальная арифметика дает объемное, фактически пространственное понятие числа и состава числа. Это – прекрасная база для дальнейшего обучения математике. Ведь маленькие дети не могут мыслить абстрактно. Поэтому дошкольникам любые числа сначала показывают на конкретных примерах: яблочках, кружочках. А ментальная арифметика даёт конкретное представление, что 1 – это 1 косточка, а 7 – это косточка 5 и ещё 2 косточки. Их даже можно потрогать!!! «Объемные числа»!!!

Дети быстро «схватывают» принципы быстрого счёта, а также, что одно число можно составить из разных чисел. Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребёнка.

Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности.

Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников – это хорошее начало образования малыша. Ребёнок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чём смысл сложения и вычитания. Ребёнок учится, играя со счётами. Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике» счёт на абакусе.

Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажёре (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счётах). Ребёнок всё время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры. Кроме счёта, есть и другие дополнительные занятия для развития внимая, памяти, мышления. Это – рисование двумя руками (одновременно), различные головоломки (со спичками; «Колумбово яйцо» и др.), таблицы Шульте и т. д. Дети, дополнительные задания, воспринимают как отдых. Кричат «Ура!» и проходят очередной лабиринт. Они постоянно вовлечены в процесс.

На занятии дети успевают и попрыгать, и побегать, и поползать, и, при этом, успешно усвоить материал. Сначала малыши знакомятся с арифметикой в игровой форме с помощью рисунков. Учатся писать числа и работать с абакусом. Дети осваивают технику счёа на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. После этого дошкольники переходят от решения примеров на счётах к использованию формул, затем – к счёту в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счётам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает числа, правое – картинку косточек на счётах. Так, ребёнок учится устному счёту. Он представляет перед собой абакус и мысленно передвигает косточки, то есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счётах. В результате: ребёнок учится одновременно считать в уме и читать по памяти стихотворения, и / или прыгать на скакалке (дальше программа усложняется).

Обучение (занятия всех ступеней) обычно продолжается 2–3 года. Как правило, обучение начинается ещё до школы – в 4–6 лет. В этом возрасте дети очень быстро привыкают не только к подсчётам на абакусе, но и к счёту в уме [3].

Кроме того, выбор именно этого возрастного периода обусловлен тем, что к школе мы становимся право- или левополушарными, а восстановить нейронные связи, гармонизировав работу обоих полушарий можно лишь до 10 (иногда до 12) лет.

Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. Практика и отзывы родителей доказывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешно включена в обязательную программу образования или быть, как сейчас, дополнительным, развивающим факультативом для детей.

Технология «Ментальная арифметика» стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.

Литература

1. Ментальная арифметика для малышей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnajaarifmetika.html

2. Софуоглу Эрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: readli.net/mentalnaya-arifmetika-slozhenie-i-vyichitanie-chast-1/

3. Центр ментальной арифметики SmartyKids [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vk.com/smartykids

4. Счет по японской методике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kemerovobarberwanted.ru/bah-richard/schet-po-yaponskoi-metodike-yaponskie-schety-soroban-osnovnye/

203
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!