Конспект НОД познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Профессия - Пасечник»

Воспитатель первой категории.

Феоктистова Антонина Вениаминовна.

Конспект НОД познавательному развитию в подготовительной группе на тему

«Профессия — Пасечник»

Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: познакомить детей с профессией «Пасечник»

Задачи:

Образовательные:

— Сформировать у детей представление о труде пасечника, познакомить с его профессиональными действиями, с предметами, которые нужны для его работы.

— Познакомить детей с продуктами пасечника, их ценными свойствами.

Развивающие:

— Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

— Развивать навык активного участия в диалоге с воспитателем.

-Развивать внимание, мышление, любознательность.

Воспитательные:

— Воспитывать уважение к труду пчеловода и бережное отношение к пчёлам.

Методы и приемы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Предшествующая работа с детьми по подготовке к педагогическому материалу:

— Чтение художественной литературы: «Пчёлы и мухи», «Пчелки на разведках» К.Ушинский; «Сказка про добрую пчелку» «Маша-Пчелка» Дашкевич Т.Н; «Сказка про пчелу Дарью» В. Молотков,

— Рассматривание иллюстраций по теме.

— Чтение стихотворений, загадок, пословиц о пчёлах.

— Просмотр мультфильма «Пчела Майя» (выборочно).

Оборудование:

Ноутбук, игрушка пчела, маски пчелы, улей, дымарь, деревянная рамка с сотами, пасечный нож. Д/и Баночка с мёдом, прополис, воск, восковые свечи, зубную пасту с прополисом, торт- медовик, кукла, овощ, мяч, посудка.

Словарная работа:

Обогащение: пасека, пчеловод, пасечник, дымарь, соты, медогонка.

Активизация: мёд, улей.

Ход занятия:

Организационный момент:

(Дети стоят полукругом)

Воспитатель: Дети послушайте загадку, которую я вам загадаю — отгадайте её.

Всё жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла,

А зовут её …(Пчела).

Дети: (Пчела)

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим вокруг и найдем пчелку.

(На цветке дети находят резиновую пчелу)

Воспитатель: Дети скажите, по каким признакам вы узнали, что это пчела?

Дети: У пчелы есть полоски желтого и черного цвета, маленькие крылышки и лапки.

Воспитатель: Молодцы ребята, а скажите, что вы знаете о пчёлах?
Дети:Пчёлы – это насекомые, они летают с цветка на цветок и собирают пыльцу на брюшко, а хоботком высасывают нектар и несут в домик. А ещё есть жало и больно жалит.

Воспитатель:Да, если нечаянно наступить или задеть пчелу, то у неё есть оружие самозащиты – это жало, с его помощью пчела защищается.

— Как вы считаете, как можно назвать пчел, которые живут в лесу?

Дети: (Лесные, дикие).

Воспитатель: Где живут дикие пчелы?

Дети: ( В дупле дерева)

Воспитатель: Кто разводит и изучает пчёл, собирает мёд и другие продукты пчеловодства. С древнейших времён, когда человек впервые случайно попробовал мёд диких пчёл, начала формироваться новая специальность. Вы знаете, что это за профессия?

Пчёл совсем он не боится, с пчёлами он дружит,

Мёдом может поделиться — мёд нам очень нужен.

Добывает мёд из сот, кто же это?

Дети: Пчеловод

Воспитатель: Мы пригласили для нашей сегодняшней встречи человека, который занимается разведение пчел – пасечника.

(Стук в дверь заходит пасечник).

Пасечник: Здравствуйте ребята я пчеловод, ещё меня называют пасечником. Я занимаюсь разведением пчел, и сегодня я вам более поподробнее расскажу вам об этих удивительных насекомых. В нашей семье есть дом в деревне, там мы содержим пасеку. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков (хором повторяют новое слово).

Пасечник: Как называются домики, в которых живут пчёлы?

Дети: (ульи)

Пасечник: — В каждом улье живёт пчелиная семья, за которой я внимательно наблюдаю и ухаживаю.Пчелиная семья состоит из матки, рабочих пчёл, трутней. (Показывает картинки )

Маткакрупнее, чем рабочие пчёлы. Её тело более длинное с короткими крыльями. Матка откладывает яйца и других работ в ульи не выполняет.

Рабочие пчелы – выполняют всю работу. Они делятся на две группы. Первая группа: молодые пчелы, которые выполняют работу внутри улья. Во вторую группу входят полевые пчелы, которые вылетают для сбора нектара и пыльцы.

Трутни (самцы) -вдвое больше, чем рабочие пчелы. Весной и летом в семье пчелы появляются трутни для откладывания яиц в соты. А осенью, после сбора мёда, пчелы изгоняют трутней из улья. Для того чтобы не расходовать пищу на нерабочих пчёл, трутни погибают.

Пасечник: Ребята, а вы любите танцевать?

Дети: Да

Пасечник: Вот и пчела танцует. Но она танцует не ради развлечения, чтобы им было весело. Как только пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей и с помощью особого танца напоминающий восьмерку сообщает другим пчелам.

Пасечник: Ребята, обратите внимание на мой костюм. Как вы думаете для чего мне нужна защитная сетка на лице?

Дети: (Для того, чтобы защитится от пчел).

Пасечник: — Вы правы дети, пчеловод не может работать с насекомыми без специальной защиты. А еще я хочу научить вас одному правилу безопасности при общении с пчелами: нельзя размахивать руками и убегать.

Как у всякого специалиста у пчеловода есть свои инструменты, своё специальное оборудование.

Правой рукой пчеловода называют –дымарь– железный цилиндр с конусообразной крышкой и мехами для выдувания дыма. Дымарь даёт возможность вводить дым в любое место гнезда, чтобы пчелы становились спокойными, покладистыми. (Хоровой повтор нового слова).

В улье ставятся специальные рамки, где пчелки строят соты и в них запечатан мёд, пчелы собирают нектар с цветов и перерабатывают нектар в мёд.

А как его взять из сотов, чтобы их не разрушить и опять вернуть в гнезда? Для этого тоже есть инструменты — нож и медогонка.

Пасечный нож не такой, как обычный столовый. Заточен нож с обеих сторон. Конец заострен, чтобы можно было открыть медовые ячейки. Нож подогревают в горячей воде. Это облегчает распечатывание. (Хоровой повтор нового слова).

Медогонка (показ картинки на экране ноутбука)предназначена для извлечения меда из сотов. В медогонку помещают соты, они вращаются, мед из ячеек выплескивается, выбрызгивается на стенку бака и стекает на дно. Через кран его сливают в посуду. (Хоровой повтор нового слова).

Пасечник.Вот как много инструментов необходимо нам пчеловодам.

Воспитатель. А сейчас пришло время отдохнуть. Мы с вами на минутку сами превратимся в пчёлок.

Подвижная игра. «Пчелки» звучит музыка, дети жужжат на все лады. Летают по комнате и изображают сбор меда с цветов. Воспитатель произносит слова: Пчелка в улей возвращайся, спи и меду набирайся. Ребенок должен занять место в улье. (Обруч).

Под слова «Пчелке надо рано встать, чтоб полезный мед собрать» пчелки вылетают из улья»

Игра проводится 2-3 раза

Пасечник.А вы знаете, что пчелы собирают мёд не для людей, а для себя. Так они делают запасы на зиму и потом всю долгую зиму его едят. Мёд для пчелы является кормом, ведь пчелы зимой не спят. Мёд едят не только взрослые пчелы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчелки. Люди забирают у пчел не весь мёд, а только его часть.Так что мёда хватает всем и людям, и пчелам.

Пасечник: Ребята, а вы знаете какие от пчел продукты, получает пчеловод?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот сейчас мы узнаем.

Дидактическая игра «Найди продукты пчеловодства»

Из различных предметов дети должны выбрать предметы, продукты в которых присутствуют продукты пчеловода; (баночка с мёдом, прополис, воск, восковые свечи, зубную пасту с прополисом, торт- медовик). Если ребенок выполнил задание неверно, то дети из группы поправляют его, объяснив, из чего сделан предмет, и присутствуют ли в нем продукты пчеловода.

Пасечник: Молодцы ребята вы правильно выполнили это задание. Все эти продукты пчеловодства очень полезны для здоровья человека, из них производят много лекарств. Пчеловоды работают круглый год.Если погода пасмурная и долго идут дожди, пчелы не могут летать за кормом и тогда пчеловоды дают пчелам сладкий сахарный сироп. На зиму пчеловоды убирают ульи в теплый подвал, а когда приходит весна, пчелиные семьи выносят на улицу, где пчел делят и рассаживают в подготовленные ульи, аосенью подводят итоги рабочего года и считают литры собранного меда.Нужно много знать, чтобы за ними правильно ухаживать и не погубить пчёл.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, а какими качествами должен обладать пчеловод?

Дети: (Ответы детей).

Пасечник: Верно, работа пчеловода невозможна без интереса к живой природе, наблюдательности, способности к концентрации внимания. Очень важна склонность к ручному труду, хорошая координация движений, хорошая зрительная память, отсутствие страха перед насекомыми.

Чтобы стать Пасечником или пчеловодом, необходимо получить специальное образование (специализации «Пчеловодство»).Часто пчеловоды осваивают свою профессию прямо на рабочем месте. В том числе и на собственной домашней пасеке, которая может начинаться с одного улья. Свои знания и умения отец, как правило, передаёт — сыну или дед — внуку.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу, давайте пасечнику скажем спасибо, что он нашел время и пришел к нам в гости, чтобы рассказать о своей профессии пасечник (пчеловод).

Дети: Спасибо.

Пасечник. — Ребята, я приглашаю вас летом к себе на пасеку. Там вы сможете поближе познакомиться с жизнью пчел.

А в виде гостинца для вас я принес настоящее лакомство — пчелиные соты с медом.

Заключительная часть:

Ребята вам понравилось занятие? (Ответ детей.)

Что вам понравилось на занятии? (Ответ детей.)

Кто приходил к нам в гости? (Ответ детей.)

С какой профессией познакомились? (С профессией – пчеловод, пасечник).

Что вы нового узнали? (Ответы детей).

Педагог хвалит детей.

Воспитатель:А теперь давайте попробуем угощение.
Дети пьют чай с мёдом.

374
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!