Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий

Тип статьи:
Авторская

В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. В дошкольном возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Работая в детском саду, нами было выявлено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности, творческих способностей дошкольников. Поскольку, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить. Возникла проблема т.к. классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия педагога. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. На основе данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: предполагалось, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии. Определившись с темой, поставили перед собой цель: Создание условий для развития познавательной активности и творческого воображения детей посредством ТРИЗ технологий. Для достижения цели определили следующие задачи:

— учить самостоятельно добывать информация через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги;

— развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся;

— развивать предпосылки диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости);

— воспитывать у детей интерес к процессу познания;

Мы ожидали следующие результаты:

Дети могут свободно вести беседы на интересующую тему, анализировать произошедшие события, делать выводы,

Развиваются навыки самостоятельной творческой деятельности,

Дети способны самостоятельно разрешать противоречия, находить выход из сложившейся ситуации,

Проявится познавательная активность детей.

Реализовывать проект планируется в три этапа. Поставленную цель и задачи решала комплексно: в познавательной, в художественной, игровой и других видах деятельности.

Подготовительный этап -мониторинг, обновление предметно развивающей среды, ресурсное обеспечение

Практический этап- разработка перспективного плана, методическое обеспечение, обмен опытом, апробация методов триз.

Обобщающий этап — обобщение опыта работы, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей, участие в конкурсах, трансляция результатов в интернет сети, мониторинг достижений детей

Согласно данной технологии, воспитатель не дает готовые знания, он учит их находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой — то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Итак используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ).

Вот некоторые из них:

метод мозгового штурма,

синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),

морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),

метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее,

моделирование маленькими человечками.

В рамках данного проекта я хочу представить Вашему вниманию методы, которые я применяю в своей работе с детьми это, например — Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ).

В природе предметы находятся в трех состояниях — твердом, жидком, газообразном. Детям это можно представить при помощи метода маленьких человечков. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие. Это например такие предметы, как камень, кирпич и т.д. Это твердые вещества. Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других. Вода, чай, молоко. Это жидкие вещества. Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Воздух в воздушных шарах, газ в газировке и т.д. Это вещества, которые содержат газ.

По этому методу наши дети составляют такие схемы. (А еще можно по данной схеме определить заданный предмет)

Следующий метод ТРИЗ технологий Кольца Луллия — одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей.

Хочу представить пособие изготовленное своими руками.

Варианты игр с кругами Луллия можно использовать по всем образовательным областям, например, тематические карточки «Математика».Детям нужно рассмотреть предложенную цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку, количество предметов на которой соответствует этой цифре. И соеденить все это стрелочкой. Нами изготовленны и другие тематические карточки, такие как «Профессии», «Животные», «Обучение грамоте».

И еще один метод «Волшебный экран» или системный оператор.

Детям на примере стиха я предлагаю рассмотреть какой-то предмет (на примере яблока)

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)Это что-то из ЧЕГО-ТО… (подсистема объекта)Это что-то ЧАСТЬЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Метод системного оператора или «Волшебный экран» очень удобен тем, что дети с помощью взрослого могут составить таблицу, рассмотрев предмет или явление целостно, и составить по ней собственный рассказ.

Вот я представила вашему вниманию только некоторые методы технологии ТРИЗ, на самом деле их очень много.

В результате использования методов ТРИЗ технологий была проведена диагностика развития интеллектуально-творческих способностей детей. Мы выявили, что показатели стали намного выше, чем в предыдущие годы.(когда ТРИЗ еще не внедрялся). Таким образом, результаты детей свидетельствуют о том, что разработанная комплексная система использования возможностей технологии ТРИЗ оптимизирует образовательный процесс, в целом содействует гармонизации развития детей. Включение в практику работы технология ТРИЗ помогла развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. В реализации проектов существуют некоторые риски, но в нашем педагогическом проекте риски отсутствуют. Т.к. материально-техническая база оснащена пособиями и играми сделанными своими руками. У нас работают подготовленные педагоги прошедшие курсы и вебинары по темам технологий ТРИЗ.

Мы предполагаем перспективу развития: повышения педагогического мастерства, дальнейшую трансляцию опыта, организацию работы на базе учреждения платной образовательной услуги по ТРИЗ, выступление детей в творческих конкурсах муниципального и областного уровня.

Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
  2. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
  3. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
  4. Гин С.И. Мир человека. М., 1993.
  5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду.Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.
  6. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.
191
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!