Чтение - вот лучшее учение!
Приобщайте детей к чтению!
«Чтение – вот лучшее учение». Эти слова А. С. Пушкина в наши дни постепенно становятся неактуальными.
В наш век высоких технологий мы как-то незаметно перестали читать. Падение интереса к чтению, к книге является фактом современной жизни. Особенно сильно этот процесс проявляется у детей и подростков. И, если взрослый человек, так или иначе, берет в руки журнал или книгу, то ребенка фактически невозможно отвлечь от большого «друга» семьи — компьютера, или смартфона. Все свободное время посвящено именно ему: дети играют, подростки «зависают» в социальных сетях. Интернет, телевизор, компьютерные игры заменили чтение книг. Книга превратилась лишь в источник информации, а чтение — в способ ее получения. Книга утрачивает свое значение, перестает быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию.Это печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться изменить такое положение вещей. Всем нам хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться?
По оценкам психологов на успеваемость школьников влияет большое количество факторов, самый важный из которых — навык чтения. Чтение — это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. Если ребенок на первом году обучения не научился хорошо читать, то его интерес к учению значительно падает. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Плохо читающий ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Плохо читающий ребенок неусидчив, ему неинтересно на уроках, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Чтобы предотвратить эту проблему, нужно начинать работу по развитию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения уже с 1 класса. Медлить нельзя, т.к. технику чтения можно развивать с момента начала умения читать и до 12 лет. Этот процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без хорошей техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в несколько раз, будет затруднено.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживайте уверенность в своих силах. Для того, чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Научившись хорошо читать, ребенок сможет познать окружающий мир и самого себя. Чтение книг воспитывает у детей гуманность, формирует речь, учит творчеству. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются многие психические процессы, от которых зависит умственная работоспособность.
Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить полезную информацию от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать, то есть читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. И чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен полюбить чтение.А для этого нужна постоянная помощь со стороны родителя, активного помощника учителя в воспитании и обучении своего ребенка.
Так что приобщайте детей к чтению! Читайте сами, читайте вместе с детьми. Читайте с удовольствием и развивайтесь духовно, умственно, эмоционально и даже физически – более высокий уровень богатства и счастья вам будет обеспечен, особенно по сравнению с теми людьми, кому не повезло полюбить чтение. От того, будут ли читать наши дети, что и как они будут читать, зависит их успех сегодня и судьба завтра, а в совокупности, судьба России, ее будущее.