НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка и зоне — пустыня.
Задачи: Создание условий для:
— уточнения элементарных представлений об особенностях географического положения Африки.
— закрепления знаний у детей о климатической зоне Африки (пустыня)
— уточнения представлений у детей о животных пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
— уточнения представлений у детей о растительности пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида в зависимости от климата и среды произрастания.
Приемы и методы ТРИЗ:
1.МФО Метод фокальных объектов: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Новый вид транспорта, Игра «Да-нет-ка»
2.Системный анализ — «Веришь не веришь».
Предварительная работа.
Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.
Составление описательных рассказов о животных.
Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, оазис.
Материал и оборудование: глобус; указка; раздаточный материал карточки животных и растений пустыни – Африки, контурная карта на всех, цветные карандаши, презентация «Африка».
Ход мероприятия
Организационный момент.
— Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла.
Кто знает, как этот предмет называется? (глобус)
А что такое глобус? (маленькая модель планеты Земля)
-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас лето.
В нем пустыня Калахари,
Миражей полно в Сахаре.
Этот южный материк.
И по площади велик.(Африка)
-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка (дети показывают и рассказывают — берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан).
-Посмотрите, Африка закрашена разными цветами и бежевым и зеленым и есть голубые линии.
Как вы думаете, что обозначает бежевый цвет? (Песок) Правильно песок.
А как называется местность, где много песка (Пустыня) Молодцы!
-Голубая линия река Нил.
-На какие 3 зоны делится Африка. (ответы детей: Африка делится: пустыня, тропики, саванна.)
Ну что, ребята, вы согласны отправиться в Африку? (Да)
Итак, нам пора в путь.
Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)
— На самолете, ракете, вертолете, воздушном шаре, на корабле. На лодке подводной. Самому плыть. На пароходе.
Давайте сами придумаем волшебный транспорт ТРИЗ /МФО/
Самолет +Ковер=Ковросамолет
Стулолет, партолет, стулопароходолет….
Сели на свои новые транспортные средства и … отправляемся в Африку, в пустыню вперед. Мы в Африке.
Зона – пустыня.
На экране 1слайд — географического материка Сахара
Мы сейчас с вами находимся в пустыне Сахара.
Сахара- самая большая пустыня в мире. Здесь почти никогда не бывает дождей. Дуют горячие ветра и поэтому образуются песчаные горы-барханы.
2слайд
Что растет в пустыне?
— Саксаул, кактусы, верблюжья колючка, пустынная осока. /Дети находят и разных видов растений нужные и касаются их, если правильно они остаются и увеличиваются, если нет они качаются и исчезают/
Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Растениям нужны такие длинные корни доставать воду, которая глубоко под землей.
Почему в пустыне так мало растений? –жарко, мало влаги.
Ребята а что было бы если бы у растений в пустыне были не колючки, а листья? Не глубокий корень (Они погибли, листья сгорели по палящим солнцем, маленький корень не добрался до воды)
А что нужно, чтобы листья были большими (много осадков)
— Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется …. Кто? Отгадайте?
Живёт он долго без воды,
А ещё дольше — без еды.
В еде, вообще, неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд.
Зовут животное … (Верблюд).
-Правильно. Почему вы так решили?
— Следующий обитатель пустыни Вы отгадайте в
Да-Нет-ку со мной поиграйте
(ТРИЗ — МФО)
/Дети задают вопросы и стараются отгадать животное/
слайд 3 по мере отгадывания животное появляется на экране /
Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Оно с большим хвостом? Чем питается? Оно прыгает? Это ночное животное? (Тушканчик)
Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Быстро ползает? Медленно? Травоядное? (Черепаха).
Как много интересных животных и растений мы увидели в пустыне.
Хочу поиграть с вами в игру«Веришь не веришь»
(ТРИЗ- Системный анализ).
— Веришь, что Верблюда называют кораблем пустыни. (Да, потому что движения плавные, как у корабля)
— Веришь, что Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. (Да, потому что это очень сильные и выносливые животные).
— Веришь ли, что у тушканчиков Хвост обычно длиннее туловища (Да, он служит тушканчикам как для равновесия при прыжках, так и рулем поворота на крутых виражах)
— Веришь ли, что песчаный удав не заметен. (Да, потому что он песочного цвета).
— Веришь ли ты, что в пустыне могут жить обезьяны? (Нет, потому что нет деревьев, растительности, бананов, а могут жить в джунглях, тропиках)
-Молодцы.
Продуктивная деятельность.
Теперь нам пора заполнить зону Сахару Африки растительным миром, который там растёт и животными, которые там обитают.
— Перед вами контурные карты вам нужно пустыню закрасить определенным цветом и приклеить нужных животных и растение.
\дети выполняют задание\.
— Молодцы, а теперь садимся на свой волшебный транспорт и отправляемся в детский сад, а дома вы покажите свою карту и расскажите, что нового вы узнали.