НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ»

Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка и зоне — пустыня.

Задачи: Создание условий для:

— уточнения элементарных представлений об особенностях географического положения Африки.

— закрепления знаний у детей о климатической зоне Африки (пустыня)

— уточнения представлений у детей о животных пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

— уточнения представлений у детей о растительности пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида в зависимости от климата и среды произрастания.

Приемы и методы ТРИЗ:

1.МФО Метод фокальных объектов: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Новый вид транспорта, Игра «Да-нет-ка»

2.Системный анализ — «Веришь не веришь».

Предварительная работа.

Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.

Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».

Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.

Составление описательных рассказов о животных.

Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, оазис.

Материал и оборудование: глобус; указка; раздаточный материал карточки животных и растений пустыни – Африки, контурная карта на всех, цветные карандаши, презентация «Африка».

Ход мероприятия

Организационный момент.

— Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла.

Кто знает, как этот предмет называется? (глобус)

А что такое глобус? (маленькая модель планеты Земля)

-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)

-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас лето.

В нем пустыня Калахари,

Миражей полно в Сахаре.

Этот южный материк.

И по площади велик.(Африка)

-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка (дети показывают и рассказывают — берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан).

-Посмотрите, Африка закрашена разными цветами и бежевым и зеленым и есть голубые линии.

Как вы думаете, что обозначает бежевый цвет? (Песок) Правильно песок.

А как называется местность, где много песка (Пустыня) Молодцы!

-Голубая линия река Нил.

-На какие 3 зоны делится Африка. (ответы детей: Африка делится: пустыня, тропики, саванна.)

Ну что, ребята, вы согласны отправиться в Африку? (Да)

Итак, нам пора в путь.

Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)

— На самолете, ракете, вертолете, воздушном шаре, на корабле. На лодке подводной. Самому плыть. На пароходе.

Давайте сами придумаем волшебный транспорт ТРИЗ /МФО/

Самолет +Ковер=Ковросамолет

Стулолет, партолет, стулопароходолет….

Сели на свои новые транспортные средства и … отправляемся в Африку, в пустыню вперед. Мы в Африке.

Зона – пустыня.

На экране 1слайд — географического материка Сахара

Мы сейчас с вами находимся в пустыне Сахара.

Сахара- самая большая пустыня в мире. Здесь почти никогда не бывает дождей. Дуют горячие ветра и поэтому образуются песчаные горы-барханы.

2слайд

Что растет в пустыне?

— Саксаул, кактусы, верблюжья колючка, пустынная осока. /Дети находят и разных видов растений нужные и касаются их, если правильно они остаются и увеличиваются, если нет они качаются и исчезают/

Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Растениям нужны такие длинные корни доставать воду, которая глубоко под землей.

Почему в пустыне так мало растений? –жарко, мало влаги.

Ребята а что было бы если бы у растений в пустыне были не колючки, а листья? Не глубокий корень (Они погибли, листья сгорели по палящим солнцем, маленький корень не добрался до воды)

А что нужно, чтобы листья были большими (много осадков)

— Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется …. Кто? Отгадайте?

Живёт он долго без воды,

А ещё дольше — без еды.

В еде, вообще, неприхотлив,

Ему не нужно сладких слив.

Колючка – лучшее из блюд.

Зовут животное … (Верблюд).

-Правильно. Почему вы так решили?

— Следующий обитатель пустыни Вы отгадайте в

Да-Нет-ку со мной поиграйте

(ТРИЗ — МФО)

/Дети задают вопросы и стараются отгадать животное/

слайд 3 по мере отгадывания животное появляется на экране /

Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Оно с большим хвостом? Чем питается? Оно прыгает? Это ночное животное? (Тушканчик)

Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Быстро ползает? Медленно? Травоядное? (Черепаха).

Как много интересных животных и растений мы увидели в пустыне.

Хочу поиграть с вами в игру«Веришь не веришь»

(ТРИЗ- Системный анализ).

— Веришь, что Верблюда называют кораблем пустыни. (Да, потому что движения плавные, как у корабля)

— Веришь, что Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. (Да, потому что это очень сильные и выносливые животные).

— Веришь ли, что у тушканчиков Хвост обычно длиннее туловища (Да, он служит тушканчикам как для равновесия при прыжках, так и рулем поворота на крутых виражах)

— Веришь ли, что песчаный удав не заметен. (Да, потому что он песочного цвета).

— Веришь ли ты, что в пустыне могут жить обезьяны? (Нет, потому что нет деревьев, растительности, бананов, а могут жить в джунглях, тропиках)

-Молодцы.

Продуктивная деятельность.

Теперь нам пора заполнить зону Сахару Африки растительным миром, который там растёт и животными, которые там обитают.

— Перед вами контурные карты вам нужно пустыню закрасить определенным цветом и приклеить нужных животных и растение.

\дети выполняют задание\.

— Молодцы, а теперь садимся на свой волшебный транспорт и отправляемся в детский сад, а дома вы покажите свою карту и расскажите, что нового вы узнали.

230
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!