"Дети войны".

Во время Великой Отечественной войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Вдумайтесь в эти цифры: каждый день умирало 9168 детей, каждый час — 382 ребенка, каждую минуту — 6 детей, каждые 10 секунд — 1 ребенок. Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ — дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 — м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Сегодня еще живы те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха… Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Тема дети и война является одной из самых малоисследованных в литературе. И это не случайно: ратные и трудовые подвиги во имя победы испокон веку считались уделом взрослых мужчин, война не детское дело. Война — это страшное зло, лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Разве эти дети войны не образцы поведения для современных детей? Почему же сегодня мы про них так мало знаем? Ваши родители читали и перечитывали книги о военном детстве, старались быть похожими на юных героев войны.

Целью доклада: показать как дети не в меньшей степени, чем взрослые, проявляли мужество и патриотизм, и самоотверженный героизм в годы Великой Отечественной войны везде: на фронте, в блокадном Ленинграде, в концлагерях и оккупации, в тылу.

Задачи:

1.узнать о жизни детей, живших в годы Великой Отечественной войны, из материалов военной хроники;

2.уточнить значения понятий «мужество», «патриотизм» на примере подвигов детей-героев войны того периода;

3.выяснить сходство или различие причин, толкнувших маленьких героев выступить на защиту Родины.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Существует целое поколение, чье детство выпало на времена Великой Отечественной войны. Их так и называют — дети войны. Есть такие слова: «недетские страдания детей», «военное детство», «взрослые дети», стираются границы между словами «дети» это понятия определяют суть такого явления в истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг., а значит, утеряно безоблачное, беззаботное, счастливое детство. «Дети войны»…В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и мы, они мечтали, дружили, любили. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день — 22 июня 1941 г. Дальше — вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне с взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу и воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, угнали в концлагеря… Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера. Или родителей уже не было… Дети войны начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле или в госпитале. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер.

Условно все поколение детей войны 1941-1945 гг. можно разделить на такие группы:

1) дети на фронте,

2) дети блокадного Ленинграда,

3) дети в оккупации и фашистских концлагерях,

4) дети в тылу.

Дети войны, они стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле». Героями не рождаются, героями делает жизнь, героями делает война. Разве считали себя героями эти дети? Сколько пришлось пережить, сколько крови и смертей они увидели! Но всегда они шли вперед вопреки смерти, вопреки самим себе, вопреки тому, что у «войны — не детское лицо».

В своём дневнике немецкий солдат писал: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Но дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Дети войны повзрослели раньше времени. Одних, голодных и промерзших, привозили в штабные землянки, потому что им некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. Звание «сын полка», не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами. Мужество и патриотизм детей на фронте и в оккупации — те важнейшие качества личности детей-подростков, которые воспеты в стихах и прозе о Великой Отечественной войне. Сыны полков. Разными путями они попадали на войну, лишившись детства. Встречалось и такое, что ребенок добирался до военной части, убежав из дома, чтобы «бить фашистов».

Мужество и патриотизм детей блокадного Ленинграда в период Великой Отечественной войны

«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова,у человека сжималось сердце. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей — от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. Не было света, воды, не было тепла и продуктов. Время наступило тяжелое, голодное, холодное с постоянными бомбёжками. Детдомовцам выдавали по 125 грамм хлеба, иногда по 75 граммов и очень жидкий-жидкий, но все же, горячий суп.Спасением, да и то не всегда, была «Дорога жизни» — ледовая дорога через Ладожское озеро. Она была фактически единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. В одном из первых стихотворений Александра Петровича Межирова «Ладожский лёд», участника обороны Ленинграда и боёв по прорыву блокады Ленинграда, снова судьбы детей:

Мужество и патриотизм детей в концлагерях и оккупации в стихах и прозе о Великой Отечественной войне

Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей. Только на Дону в период оккупации были убиты 61 тысяча граждан, более 130 тысяч вывезены в Германию из них 40 тысяч детей. Самые обездоленные дети войны — малолетние узники фашистских концлагерей. Их было около 2 миллионов. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку — у них отняли родину и свободу.
Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Бабий Яр, Хатынь — это названия концлагерей, созданных фашистами. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Над ними издевались, их мучили, а дети не могли понять. В чем они виноваты.
Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5 — 7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Не лучшей была доля детей в оккупации. Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Детей отбирали у матерей и увозили в концлагерь.

Мужество и патриотизм детей в тылу в период Великой Отечественной войны

Но большинство детей сражалось на трудовом фронте: дети войны работали на заводах, колхозах, в госпиталях, девочки шили для бойцов кисеты, рукавицы, вязали носки и варежки. Не детская доля была у них! Но война не разъединила, а объединила детей и взрослых.

Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное — доброту, порядочность, человечность! В эти тяжёлые дни для нашей Родины дети трудились на заводах, вкладывая свой непосильный труд в освобождение страны.

Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа!
Данный доклад значительно расширил знания о детях военной поры, которые сумели выстоять вместе со взрослыми все испытания, выпавшие на их долю; сумели сохранить человеческое достоинство, явились примером мужества и героизма, стойкости и преданности Отчизне в тяжелые годы Великой Отечественной войны, сознавали личную ответственность за все происходящее в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Самостоятельное издание — Э. Максимова «Дети военной поры», Москва 1988;

2) Энциклопедия для детей — М.Д. Аксенова «История XX века», Москва 2001;

3) А.Н. Печерская. Дети — герои Великой Отечественной войны — М.: “Дрофа — Плюс”, 2012 — 64 с.;

4) Дети военной поры / Сост. Э. Максимова 2 — е изд., доп. — М.: Политиздат., 1988 — 319 с.

5) А.Д. Жариков. Юные партизаны — М.: Просвещение, 1974 — 128 с;

6) Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др. — М.: Политиздат., 2011 — 430 c.;
7) Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др. — М.: Воениздат.; Издание 2-е, испр.идоп., 2012-632c.;
8) Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 2002-832c.;
9) Великая Отечественная война 1941 — 1945. В 4 книгах. Книга 4. Народ и война-М.: Наука, 2008-432c.;
10) Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия для школьников — М.: Олма-пресс,2001-448c.;
11) И.В. Виноградов. Герои и судьбы / Лениздат. 1988г.;

12) Страшная цена Победы: неизвестные трагедии Великой Отечественной / В. Абатуров — Москва: Эксмо, 2010 — 800 с.;

13) Победа над блокадой: спасая своих детей, наши мамы спасли город / Н. Кофырин // Основы безопасности жизнедеятельности — 2014 — № 1 — 55 — 59 с.;

14) В.Г. Гришин. Великая Отечественная в письмах — М.: Политиздат., 1983.; Н.М. Алещенко. Во имя победы — М.: Просвещение, 1985.;

15) Н.М. Алещенко. Во имя победы — М.: Изд — во «Просвещение», 1985 — с. 63.; 4. История Второй мировой войны 1939 — 1945 гг. В 12 томах — М.: Воениздат., 1973 — 1982 — Т. 5. с. 50.;

16) Великая Отечественная война 1941 — 1945: События. Люди. Документы — М.: Политиздат.,1990.

160
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!