Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста.
«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса патриотического воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, инициативны, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В возрасте 6-7 лет дети подвержены влиянию окружающих и очень важно, как мы взрастим в них доброту, веру в справедливость, и разовьем в них такие качества личности, как человечность, сердечность, гуманность, желание помочь человеку в беде, помочь ближнему. Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса, уважения к Родине, её историко-культурному наследию.
Задачами данного направления являются: развитие у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека и представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО устанавливает следующие формы работы с детьми: увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) в соответствии с темами НОД; работа с родителями; экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности — в образовательной и игровой, в труде и быту.
Для нравственно-патриотического воспитания важно обращение к прошлому своей страны, ее истокам – культурному наследию. Недаром старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
В изучении историко-культурного наследия страны помогают:
1. Фольклор. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2. Близкое окружение. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) разъясняются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что наша страна одержала победу в Великой Отечественной Войне потому, что мы любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Литература:
1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
3.Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
4.Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.