"Патриотическое воспитание дошкольников"
В наше время патриотическое воспитание имеет большое значение. В разные времена и эпохи, во всех цивилизованных государствах семья, школа, дошкольные учреждения, общество ставили перед собой задачу – воспитать гражданина, патриота своей страны. Эта задача является одним из приоритетов национальной безопасности страны.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога:
— отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции)
— отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
— расширение диапазона объектов для дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города.
— привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».
— знакомство с другими городами, столицей, символикой государства. — показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в то время, когда в нашей стране произошли большие изменения.
В наше время патриотическое воспитание имеет большое значение.
К сожалению все, что касается любви к своей Родине, к народу, проявление патриотизма – все это отошло на задний план. Но ведь Родина – она у человека одна, и это святое, это надо беречь, любить и охранять. Поэтому я пришла к выводу о том, что начну работу по патриотическому воспитанию в своей возрастной группе.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, в первую очередь педагог должен продумать, о чем рассказать детям, доступно показать связь родного города, села со всей страной.
Как отмечалось мною ранее, патриотическое воспитание тесно связано и с экологическим воспитанием. Хотелось бы привести пример. Выходя на улицу с детьми, мы наблюдаем за живой и неживой природой. В этом возрасте дети очень наблюдательны, и увидев на улице жучка, дети обмениваются впечатлениями не только друг с другом, но и бегут ко мне и показывают где они видели жучка. Также с детьми наблюдали за изменениями в природе которые происходили в разное время года, проводила беседы на разные темы. Все полученные детьми впечатления закрепляли на занятиях по художественному творчеству. Дети с удовольствием рисовали и деревья и другие объекты природы. Тем самым в процессе наблюдения у детей формируется любовь к природе.
Да, действительно, для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с родным домом, родителями, близкими людьми и даже с первыми любимыми игрушками. Поэтому, работая с детьми, я в первую очередь, начала уделять большое внимания воспитанию у детей любви к родителям.
Патриотическое воспитание ученые понимают, как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью».
Главной задачей патриотического воспитания является формирование патриотизма.
Патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты:
1. Любовь к близким, родителям, родному дому, любовь к природе родного края.
2. Интерес к истории, достопримечательностям родного края.
3. Уважение к российской Армии; и знания о Великой Отечественной войне.
Я старалась, чтобы работа по патриотическому воспитанию прошла доступно через все сферы деятельности детей моей группы.
Программа в дошкольном учреждении предусматривает, чтобы дети знали свой домашний адрес, могли объяснить, как добраться до своего дома, как зовут родителей, чем они занимаются.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.
В среднем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с историческим прошлым родного края и нашей страны.
Каждое новое поколение живет и развивается в определенной национальной среде и жизнь людей зависит от особенностей государственного устройства страны. Ребенок от рождения перенимает от взрослых богатство родного языка, чувство привязанности и симпатии к духовной жизни своего народа, постепенно привыкает к устоявшимся морально-правовым нормам.
Проблема патриотического воспитания возникла давно. В основе ее решения является возрождение национальной культуры, фундаментом которой являются устоявшиеся народные традиции и обычаи, выработанные народом на протяжении всего историко-культурного развития.
Патриотическая деятельность состоит из: осознания глубокой связи с народом, сохранения и приумножения культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны; соблюдения выработанных народом моральных норм и правил, законов государства; знания символов своей Родины; деятельности, направленной на утверждение государственности своего народа, укрепления принадлежности своего государства и готовности ее отстаивать.
Воспитание патриотизма предусматривает также уважение к русским традициям, фольклору, русскому народному творчеству. Детские годы невозможно себе представить без русской народной сказки. Русские народные сказки особенно любимы детьми. Часто с детьми инсценируем знакомые для них сказки такие как: «Волк и семеро козлят», «Репка». В нашей группе много материала по сказкам. Всегда делаю акцент на том, что в сказке добро всегда побеждает зло.
Также в своей работе прививаю у детей интерес к Армии. Регулярно провожу беседы, занятия к таким знаменательным датам как: 23 февраля – День Защитника Отечества и 9 мая – День Победы. Занятия стараюсь проводить в такой форме, чтобы детям было нескучно, чтобы поддерживался интерес на протяжении всего занятия. Так, например, праздник ко Дню Защитника Отечества включил в себя и песни, и стихи. Был организован спортивный досуг «Веселые старты», посвященное 23 февраля, в котором принимали участие родители и дети.
Совсем скоро в нашей стране будет Великий Праздник – День Победы!!! День Победы в Великой Отечественной Войне, в которой наши предки ценой собственной жизни защищали нашу Родину, своих детей и будущих потомков. Наша обязанность, как воспитателей донести до детей – дошкольников информацию об этом Важном Дне в истории русского народа, чтобы, встретив на улице Ветерана, наши дети с уважением и почтением реагировали на него.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудится на благо Отечества, бережно относится к его богатствам. Труд ребенка – дошкольника невелик и несложен, но он должен постоянно присутствовать в его жизни.
Патриотическое воспитание должно быть стержнем всей учебно-воспитательной работы. Мы должны воспитать личность, которая имеет чувство гордости за свое государство, добросовестно выполняет общественные обязанности, осознает социальные проблемы Родины и русского народа, любит родных и близких людей. Российский патриотизм должен стать ведущей воспитательной идеей современных дошкольных учреждений, реализоваться в групповой и вне групповой деятельности.
Концепцией дошкольного воспитания предусмотрено развитие у детей национальной культуры, которая является вкладом в общечеловеческие достижения; воспитание детей на примерах из исторического прошлого, которое формирует у них патриотизм и интернационализм.
Вишневский выделяет этапы развития патриотического сознания ребенка и человека вообще:
1. Этап раннего этнически-территориального самосознания является основой, фундаментом патриотического воспитания и осуществляется преимущественно в родительской семье и в дошкольном учреждении. Он приходится на средний дошкольный и старший дошкольный возраст. На этом этапе формируется чувство патриотизма.
2. Этап государственно-патриотического самосознания, когда понятие «национального» выходит за пределы этничности и достигает уровня государственности. Характерной чертой данного этапа является проявление любви, уважения к своему государству.
В результате деятельности, в ходе повторений формируются навыки и привычки поведения, которые становятся нормой. Система действий, поступков постепенно переходит в черту характера, становится свойством личности .
Например, воспитывать маленького ребенка нужно так, чтобы с детства у него уже были сформированы ценности. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина .
Патриотизм как деятельность имеет интегрированный характер. Учитывая это в педагогической деятельности, сочетаются такие виды работы с детьми, как ознакомление детей с явлениями общественной жизни и народоведение; ознакомление с искусством и изобразительной деятельностью; организация практической деятельности детей – труд, наблюдения, игры; празднования национальных и государственных праздников.
Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.
Планируя работу с детьми своей возрастной группы, пытаюсь использовать различные формы работы: занятия по патриотическому воспитанию и народоведению, а также чтение и обсуждение произведений художественной литературы (рассказов, сказок, легенд, стихов), беседы, экскурсии, викторины, обсуждения и разучивание пословиц и поговорок и т. д.
Педагоги прекрасно понимают, что патриотическое воспитание предполагает также ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, ее красотой, разнообразием. Это происходит во время занятий, бесед, наблюдений, рассмотрения и обсуждения иллюстраций, при просмотре видеофильмов, чтении художественных произведений.
Еще одним важным направлением патриотического воспитания является приобщение детей к народоведению – изучению культуры, обычаев своего народа путем ознакомления с характерными признаками быта (жилья, одежды, предметов быта, народной игрушки), народных ремесел (плетение, гончарное дело, резьба, литье, роспись и т. п.).
Народоведение развивает у дошкольников нравственные, патриотические, эстетические, творческие задатки. Сложно переоценить воспитательную силу народной сказки, песни, игрушки, которые являются важнейшими средствами развития социального индивидуума нашего будущего.
В процессе ознакомления с традициями и обычаями эмоциональный опыт детей обогащается новыми впечатлениями, расширяется круг их знаний об окружающей среде, в том числе о близких людях и своей Родине. В работе с детьми необходимо опираться на деятельностный подход. Совместная деятельность детей и взрослых, реализация совместно выработанных целей и задач составляет содержание воспитательного процесса, в ходе которого педагог не дает готовые образцы духовной и нравственной культуры, а вырабатывает и создает их вместе с детьми. Именно в процессе патриотической деятельности и происходит совместный поиск законов и норм жизни, что является неотъемлемым воспитательным элементом в формировании и становлении личности.
Список использованных источников
1.Вишневский А. Ориентиры национального воспитания // Начальная школа. – 1994. – № 6. – С. 42–46.
2.Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.
3.Мима Н.А. Взаимодействие семьи и школы по патриотическому воспитанию школьников как историко-педагогическая проблема. – URL: academy.ks.ua/wp-content/uploads/2014/05/36.pdf.
4.Мойсеюк Н. Е. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Гранма, 1999. – 348 с.
5.Мошнин А. Патриотическое воспитание дошкольников: проект «Салют Победы» // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 4. – С. 80–82.
6.Николаенко В.М. Народоведение в дошкольном учебном заведении. 2–6 лет. – 4-е изд., перераб. – М.: Основа, 2013. – 207 с.
7.Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
8.Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.