«Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка».

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает ребенка и умственно. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения. Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Не нужно доказывать, что самые наилучшие условия для развития вашего ребенка, в том числе и музыкального, создает семья. Обычно дома ребенок проводит больше времени, чем в другом месте.

Даже если вы еще не готовы заниматься музыкой с ребенком, посещая музыкальные занятия, то нужно с самого малого возраста заняться целенаправленным созданием музыкальной среды для ребенка. Причем чем раньше, тем лучше. Можно начинать уже тогда, когда вы узнали, что ожидаете малыша. Думаете рано? Отнюдь, нет! А если ваш ребенок уже начал заниматься музыкой, то создание музыкальной среды просто необходимо для успешного продвижения и развития.

Грамотные родители должны быть вооружены приемами, методами и формами организации такой музыкальной развивающей среды для детей. Необходимо, чтобы родители не забывали повышать и свой культурно-музыкальный уровень.

Не секрет, что каждая семья имеет разную степень музыкальной культуры, как части общей культуры в семье. В одних слушают классическую или народную музыку, часто посещают концерты и музыкальные представления, в доме звучит музыка хорошего вкуса в качественном профессиональном исполнении, как серьезная, так и легкая. В других семьях не беспокоятся о музыкальным развитием ребенка и слушают музыкальный материал только одного направления или сомнительного содержания, а зачастую и вовсе совсем не слушают музыки. Организация музыкальной среды для детей дома

Ниже изложены несколько пунктов, которые помогут создать дома музыкальную среду:

1. Подготовить фонотеку зарекомендовавшей себя музыки в удобном формате (CD, DVD, плейлисты на компьютере или на облачных музыкальных сервисах). Такая коллекция должны быть разнообразной. Не ограничивайте ребенка! Полезно показать малышу лучшие образцы классической, народной и легкой музыки, различные жанры современной музыки, а также обязательно детскую тематику.

2. Организовать регулярное прослушивание музыки дома ребенком или всей семьей. Такое прослушивание должно чередовать активное и пассивное слушание. Активное слушание – это танец или пение под музыку, выполнение импровизированных или продуманных движений под музыку, игры под музыку, вопросы, которые может задать родитель. Один из великолепных способов приобщения к музыке – прослушивание детьми музыки, которую исполняют родители! Также полезно пассивное слушание – отдых под музыку или просто музыка на фоне обыденных занятий. И, конечно, посещение концертов и спектаклей, с «живым» музыкальным исполнением.

3. Петь песни с теми членами семьи, кто умеет интонировать или… у кого душа поет!). Подпевать исполнителям, использовать караоке (или фонограммы).

4. Читать книги о музыке и о музыкантах, об истории и звучании музыкальных инструментов, о музыкальном обучении.

5. Смотреть музыкальные мультфильмы, фильмы, мюзиклы и различного рода представления. YouTube к вашим услугам!

6. Приобрести музыкальные игрушки, шумовые и акустические музыкальные инструменты (при наличии дома тех, кто может исполнять музыку на них). Конечно, рекомендуем не стеснятся и играть на всем, что звучит, если душа просит музыки! Подойдут кастрюли, ведра, ложки, карандаши, бутылки, даже газеты. Не забывайте, что тело тоже может быть вашим музыкальным инструментом, который всегда «под рукой». Щелчки, хлопки, шлепки и притопы всегда можно использовать как музыкальное сопровождение. Создавайте музыку вместе – это очень весело!

7. Организация домашних концертов или музыкальных спектаклей, как длинных, так и небольших, как шутливых, так и серьезных. Вы можете одеваться в костюмы, продумать музыкальное сопровождение, продумать репертуар – примерить для себя роль и режиссера, и звукорежиссера, и даже продюссера, пригласив друзей или соседей на такое важное и необычное домашнее событие. Его можно приурочить к знаменательным датам или праздникам. Фантазия не знает границ! Помощь в создании музыкальной среды для ребенка

Покажите ребенку, что музыка важна для вас, что вы увлечены ей серьезно, что вы знаете о ней много интересного. Неважно, любите ли вы танцевать, играть, петь или просто слушать – вы станете примером для детей. Они поверят, что к вашим советам можно прислушиваться и начнут искать свой путь в музыке. Замечательно, если вы станете вместе учиться на музыкальному исполнительству!

В музыке содержится опыт и чувства людей. Не лишайте ребенка возможности познакомиться с ней с раннего возраста. Музыку нельзя постичь принуждением: надо сделать ее частью вашей жизни. И в скором времени вы будете удивлены, как ваша жизнь вдруг наполнится новыми красками, звуками и возрадуетесь, как музыка объединит вашу семью, внесет в нее позитив и ежедневную радость!

127
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!