Использование ЦОР на ступени начального общего образования

Ануфриева Елена Петровна,

учитель начальных классов

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.

Наша цель – научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности, а педагогу начальной школы сделать этот инструмент средством формирования метапредметных умений.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащимися.

В частности, выпускник начальной школы должен:

  • ̶активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • ̶вводить текст с помощью клавиатуры;
  • ̶фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
  • ̶готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • ̶уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Вовлечение информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность обучающихся – это не просто требование времени, это и процесс формирования метапредметных универсальных учебных действий, необходимых для реализации своих возможностей в современном обществе.

Качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения, раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблемпомогут в дальнейшем школьникам адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

Опираясь на теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского, где говорится, что «психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности», было установлено, что учебная деятельность в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, усиливая интеллектуальные возможности учащихся, одновременно перестраивает саму структуру познавательной деятельности.

Для меня, очевидно, что средства ЦОР – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов (метапредметные УУД) и проведения внеклассной деятельности.

Специфику профессиональной деятельности учителя в условиях ЦОР — насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ЦОР не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности, средство формирования метапредметных универсальных учебных действий. Данное обстоятельство представляется мне особенно важным.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

При работе использовала:

  • ̶интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
  • ̶демонстрационную графику – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
  • ̶тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
  • ̶материалы для ученика и учителя – презентации и уроки.

Широкое использование ЦОР открыло для меня новые возможности в преподавании любой учебной дисциплины. Более того, дало возможность конструировать уроки и внеурочные занятия, определяя их оптимальное содержание, методы обучения; способствовало организации учебной деятельности учащихся не только в традиционно-урочной форме, но и в проектной и дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ЦОР в обучении младших школьников позволило не только сделать урок ярким и нестандартным, но и значительно расширило возможности предъявления информации, что в свою очередь повлияло на развитие метапредметных универсальных учебных действий учащихся в ходе выполнения нестандартных заданий, создало предпосылки для освоения различных способов деятельности учащихся, активизировало внимание учащихся и усилило их мотивации.

Особенное внимание следует уделять разработке интерактивных компонентов, немыслимых для традиционных, напечатанных УМК, но совершенно естественных и необходимых для цифровых приложений.К интерактивным компонентам относятся: вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и интерактивные анимации, интерактивные графики и чертежи.Иллюстрированные контрольные задания и задания для самопроверки являются интерактивными компонентами, направленными на отработку следующих учебных действий:

̶выбор одного варианта ответа из нескольких;

̶выбор нескольких вариантов ответа;

̶классификацию объектов;

̶указание на рисунке нужного объекта (point-n-click);

̶перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag-n-drop).

В настоящее время существует множество готовых ЦОР, которые находятся в свободном или платном доступе в Интернете, они стали эффективным средством обучения детей. За время работы я составила каталог ЦОР, которыми пользовалась при подготовке и проведении уроков. (Приложение 1).

Использую цифровые ресурсы учебного назначения:

1. Программные продукты;

2. Мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры...);

3. Логические игры;

4. Тестовые оболочки;

5. Ресурсы Интернет;

6. Электронные энциклопедии.

Как организовать применение современных информационных технологий на уроках математики, русского языка, окружающего мира и других предметов, изучаемых в начальной школе?

Методика проведения урока с использованием ЦОР мало, чем отличается от обычного урока, структуру урока тоже менять не требуется. Полноценное использование их на уроке достигается при включении в содержание урока работы со следующими ресурсами: использование документов MS Word или MS Excel; показ презентаций MS PowerPoint (для объяснения материала) использование документов, подготовленных с помощью программного обеспечения для выполнения практических заданий, тестов.

Исходя из педагогического опыта, знаю, что одним из сложнейших предметов, вызывающих трудности, у учащихся в 1 классе является урок обучения грамоте. Мультимедийная игра из серии «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс» и «Уроки тётушки Совы» помогли мне делать эти уроки яркими, эффектными, эмоциональными, а главное – продуктивными. Красивая графика сказочная оболочка, интересный сюжет в обучающей программе приводит к тому, что первоклассники с нетерпением ждут встречи с мышонком Стёпкой, тётушкой Совой. Путешествуя по стране Букв, они с радостью приходят на помощь жителям сказочной леса, героям мультфильмов и мотивация обучения при этом очень высока.

Вместе с анимированными персонажами мои ученики познакомились с буквами русской алфавита, научились распознавать заданные буквы на фоне других знаков, конструировать буквы, составлять слова, предложения, соотносить прочитанное слово с картинкой и значением. При этом у учеников значительно развилась речь, фонематический слух, они научились правильно говорить.

На уроках математики, которые стали более доступными для восприятия с помощью ЦОР, не было равнодушных учащихся, все принимают активное участие в работе. Даже отстающие ученики охотно включаются в неё. Неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях и рекомендации, подумать ещё, побуждают учащихся самостоятельно добиваться знаний в игре или обращаться за помощью к учителю. Таким образом, использование на уроке компьютерной презентации, соединённой с конкретной учебной задачей, позволяет ученику усваивать материал как бы незаметно для него.

Уроки с использованием ЦОР интересны не только детям, но и самому учителю. Эти уроки помогли моим ученикам совершить увлекательные виртуальные путешествия по миру. Например, на кейс-уроке «Леса России» по окружающему миру дети «своими глазами» смогли увидеть животный и растительный мир леса.

Самыми любимыми уроками стали для моих учеников мультимедиа уроки. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходили у нас и в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр. Под средствами мультимедиа понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие информации одновременно несколькими органами чувств. Информация передается с помощью трех средств – графики, аудио и видео, т.е. теми факторами, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Оптимизирует процесс обучения и повышает его эффективность использование на любом этапе уроке интерактивной доски. С помощью электронного маркера можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И всё это с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая ни себя, ни ребёнка к компьютеру.

Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой подготовки, знаний и времени. Но главное, что работа с этим «чудом» техники очень нравится детям. Они с нетерпением ждут от меня чего-то новенького и интересного. Для учителя это важно. Освоив нетрудные приёмы работы с интерактивной доской, я призываю всех своих коллег применять в нашей педагогической практике это новшество.

С уверенностью могу сказать, что применение ЦОР в учебном процессе начальной школы даёт возможность формирует мотивацию к обучению. У ребёнка развивается и познавательный интерес, и познавательная активность, и познавательная деятельность. А всё это в совокупности даёт хорошие результаты. Успеваемость в моих классах всегда была 100 %. Качество во время работы в классах достигло 80%. И как результат, мои ученики активные участники в дистанционных конкурсах, где показывают неплохие результаты, получают грамоты за призовые места. При дистанционном обучении все ученики моего класса самостоятельно подключались к урокам через программу ZOOM.

Возможности ЦОР применяются нами и во внеурочной деятельности. Их использование во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне. Дети сначала с моей помощью, а потом и самостоятельно создали много презентаций своих исследовательских проектов, выступлений, сообщений.

Во внеурочное время ЦОР применяли при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы), для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и т.д.).

Использование ЦОР на уроках в начальной школе помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, тем самым у учащихся формируются метапредметные универсальные учебные действия.

Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.

Литература

1.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, – 2007

2.Осин, А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации/А.В. Осин. – М.: ООО «Ритм», – 2005.

3.Куклев, В. А. Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютерных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию//Компьютерные учебные программы и инновации. – 2006 – №3, – с. 70-74

964
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!