Конспект ООД для детей средней группы «Дарит осень чудеса"
Дошкольное образование
Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.
Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.
Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.
Оборудование: сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка — посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.Воспитатель:Ребята, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»
А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).
«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень — рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба — в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне — смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.Г. НовицкаяВоспитатель:Скажите ребята, о чём это стихотворение?
Дети: Об осениВоспитатель:С кем поэт сравнивает осень?
Дети: С рыжей кошкой.
Воспитатель: А вам хочется, что бы наступила осень?
Дети: Да.Воспитатель:Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень?
Дети: Жёлтая, красная, оранжевая.Воспитатель:А можно сказать, что осень разноцветная?
Дети: Да.Воспитатель:Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?»
Дети: Это листья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали?
Дети: Покраснели.
Воспитатель: На что похожи листья осины?
Дети: На монетки.
Воспитатель: Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали?
Дети: Пожелтели.
Воспитатель: Как вы думаете, на что похожи листья клёна?
Дети: На ладошку.
Воспитатель: А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Воспитатель: Какой ветер дует осенью?
Дети: Холодный, пронизывающий, злой.
Воспитатель: А что делает ветер?
Дети: Воет, гудит, стонет, ревёт.
Воспитатель: И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.
Игра «Мы — осенние листочки»
Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону воспитателя)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за воспитателем на носочках)
Полетели, полетели, И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)
И листочки все поднял, повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)Воспитатель:Посмотрите, сколько листьев на нашем ковре. соберите листочки в красивый осенний букети полюбуйтесь, глядя на него. Пусть он радует нас своей красотой
(дети садятся на ковёр, воспитатель читает стихотворение).
«Что случилось»Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени? О.Дриз
(Воспитатель показывает коробку, сообщает, что нам пришла посылка от осени, предлагает ее открыть)
Воспитатель:«Какой интересный свиток. На нем начертаны приметы осени. Сможем мы их отгадать и порадовать осень своими знаниями?-
Дети:Да.
Воспитатель: Тогда давайте поиграем в словесную игру «Осенние приметы». Когда я буду называть приметы осени, вы все дружно говорите «Да». Если приметы относятся к другому времени года, вы дружно говорите «Нет». Вы готовы?
Дети: Да
Воспитатель:. Тогда дайте правильный ответ:
Игра «Осенние приметы».
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно.
Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ»
Дети: Туча
Воспитатель: Осенью часто идут дожди. А что делает дождь?
Дети: Моросит, идёт, шумит, льёт.
Воспитатель: Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).
Воспитатель: Дождик прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Давайте поиграем с мячом. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец — огурцы, яблоко — яблоки).
Дидактическая игра «Один — много».
Воспитатель: Ребята, давайте мы нарисуем листочки для осени, но рисовать мы красками и карандашами не будем. А вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листе бумаги
( воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте).
Воспитатель: На что похожа моя ладошка?
Дети: На листья клёна
(Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги.)
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят. Осень будет очень рада!