«Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. п.).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дают ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволяют оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.
Различен и объём игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.
Правила определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.
Постепенно в результате воспитательно-образовательной работы у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Его следует осуществлять с первых дней жизни ребенка. Если этого не происходит, то возможна задержка в накоплении жизненного опыта, в развитии восприятия, что неблагоприятно отражается на умственном развитии ребенка в целом, формировании разнообразных видов детской деятельности.
Список использованной литературы
1. Бояркова Н.Ю. Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития // Соц.-гуманит. знания. 2014.
№ 2. С. 199-205.
2. Дмитриева С.Н., Суханова С.Н. Воспитание сенсорной культуры дошкольников средствами ИКТ // Современная система образования: опыт прошлого — взгляд в будущее: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. Новосибирск, 2013. Т. 1. С. 171-173.
3. Зацепин М.Б. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика — синтез, 2008. 194 с.
4. Иванова И.М. Развиваем сенсорное восприятие // Ребенок в детском саду. 2009. № 5. С. 16-
5. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: учеб.-метод. пособие. СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. 87 с.
6. Чичканова Ю.Н., Минаева О.И., Грязнова Е.С. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов технологии М.Л. Лазарева «Цветоник» в дошкольном образовательном учреждении // Образование в сфере искусства. 2014. № 2. С. 116-120.