РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Дошкольное детство представляет собой важнейший период в развитии творческого потенциала, творческого мышления, познавательно-речевых способностей, эстетического и художественного вкуса, т.е. в целом подразумевается полноценное развитие личности. А как развить эти качества? А где дети могут проявить свои способности? Ну, конечно же в создании мультфильмов потому, что дети больше всего любят мультфильмы.

Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать социальные правила поведения.

Мультфильмы – это очень эффективный вид искусства для всестороннего развития ребенка. Поэтому, мы давно мечтаем создать свой мультфильм. Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы ответить на эти вопросы, и возникла идея создания проекта «Мы мультфильм создали сами».

Мультипликация – привлекательный вид искусства для детей. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности интегративного обучения дошкольников.

Именно проект позволит осуществлять интеграцию разнообразных видов деятельности детей: игровую, продуктивную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, трудовую, двигательную.

Процесс создания мультфильма – это творческая, интересная и увлекательная деятельность для любого ребёнка, так как он становится не только создателем мультфильма, но и видит, результат своего самостоятельного творческого труда.

В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества: восприятие пропорций, формы, цвета, ритма, движения.

Создавая героев мультипликационного фильма и декорации из пластилина и бумаги (в том числе оригами), придавая им образ красками, фломастерами и другими изобразительными средствами, дети познают свойства и технические возможности художественных материалов.

Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для развития творческого потенциала. А также окажет влияние на познавательно-речевое развитие, формирование музыкального и художественного восприятия.

Ценность мультфильмов заключается не столько в технике их создания, сколько в детском замысле, который дети хотят донести до своего зрителя. Как показало анкетирование воспитанников: 100 % детей любят смотреть мультфильмы и хотели бы сами научиться создавать мультфильмы.

Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ раскрыть таланты детей и сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Осваивая и используя способы выполнения аппликационных работ лепки, конструирования, рисования, дети должны уметь изготавливать персонажи и декорации для съемки мультфильмов.

Такая форма работы с детьми будет способствовать развитию творческих и художественных способностей, познанию окружающего мира, развитию речи и речевого творчества.

Использование мультипликации окажет влияние на развитие творческих способностей детей, раскрытие познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей детей при условии:

  • -дифференцированного подхода к каждому ребенку;
  • -построения развивающей среды;
  • -побуждения детей к импровизации и драмматизации;
  • -использования современных технологий и методик;
  • -интегрированного обучения.

Это обеспечит комплексный подход к организации воспитательно-образовательного процесса, высокий уровень всестороннего развития детей, создание условий для развития творческих проявлений; будут раскрыты секреты создания мультфильмов, и в конечном результате дети совместно с взрослым создадут свой мультфильм.

Цель:

Способствование развития познавательно-речевых, художественных и творческих способностей детей через создание мультипликационных фильмов.

Методы работы

Словесные:

  • -тематические беседы;
  • -познавательный рассказ;
  • -пояснение, объяснение;
  • -словесный художественный образ;
  • -чтение произведений художественной литературы.

Наглядные:

  • -рассматривание иллюстраций, картин, сюжетных и предметных картинок, декораций, реквизитов, игрушек, кукол из разных видов театра;
  • -рассматривание технических средств (фотоаппарат, проектор и т.д.).

Практические:

  • -просмотр мультимедийных презентаций;
  • -видео экскурсии;
  • -моделирование, конструирование;
  • -театрализованные праздники;
  • -игры (сюжетно-ролевая, коммуникативная, театрализованная, режиссерская, игра-имитация);
  • -этюды;
  • -тренинги;
  • -выставки;
  • -слушание музыки, сказок;
  • -просмотр мультфильмов, детских спектаклей и фильмов;
  • -съемка кадров;
  • -монтаж мультфильма.

Теоретическая значимость. Исследованиями влияния анимационных фильмов на развитие ребенка занимались О.В. Казачек, М. И. Медведева, Е.Ю. Красный, Л. И. Курдюкова.

Теоретические положения Красного Е.Ю. о том, что в основе анимационной педагогики лежат:

  • -методология развития детей посредством анимационного кино основана на том, что творческими способностями наделен каждый ребенок;
  • -мультипликация предоставляет возможность ребенку осваивать объекты окружающей действительности в соответствии со своими интересами и делать их составной частью выразительных средств мультипликации;
  • -методология мультипликационной педагогики основана на интеграции и комплексном использовании разных видов детской деятельности в процессе работы над созданием мультфильма.

В книге «Мультфильмы своими руками» Ю.Е. Красный и Л.И. Курдюкова утверждают, что применение технологии мультипликации развивает детей «…является наиболее естественной для детского и подросткового возраста: мультипликация стимулирует их творческую активность и раскрепощает мышление…», «…занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности…».

Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. Мультфильм позволяет использовать художественный приём – смешения фантастического и реального.

По мнению мировых исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания.

Практическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагога и воспитанников, которое предусматривает поэтапное познание создания мультфильма через различные виды художественной деятельности.

Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет:

  • -решать вопросы художественного развития дошкольников;
  • -расширять границы познания;
  • -формировать эстетические оценки и предпочтения;
  • -активизировать свободу творческого проявления.

Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений.

Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Следовательно, анимационная деятельность, как деятельность творческая, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей.

Познавательная значимость состоит в том, что:

  • -в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, умозаключения детей и т. д.);
  • -применяется личностно – ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий, бесед.

Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни детей, их творчество.

Знакомство с мультипликацией – это не просто рассказ о ней, не только игра, это – жизнь, это приемлемое возможностям ребенка средство воспитания его отношений к окружающему, правил общежития и норм поведения в обществе.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

Основные направления работы

1.Организационный

Цель:

1.Постановка проблемы, определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Опрос детей, с целью выявления знаний по теме проекта.

3. Анкетирование родителей.

4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

5. Подбор материала, форм и методов работы с детьми и родителями. Составление плана реализации проекта.

6.Определение содержания деятельности всех участников проекта. Поиск различных средств достижения целей.

7. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.

8.Изучение истории возникновения мультипликации.

9. Подготовка необходимых материалов и оборудованиядля реализации проекта.

2.Практический

Цель:

1. Реализация целей и задач проекта.

2. Организация организованной и совместной деятельности детей и взрослых (непосредственно — образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей):

  • -погружение в сказку;
  • -раскадровка;
  • -разработка и создание персонажей и декораций;
  • -оживление персонажей;
  • -обыгрывание сюжета;
  • -съемка мультфильма;
  • -монтаж отснятого материала на компьютере;
  • -озвучивание (распределение ролей).

3.Обобщающий

Цель: подведение итогов работы по реализации проекта; обобщение и распространение опыта по реализации проекта:

1. Презентация проекта.

2. Итоговые мероприятия.

3. Создание выставки методического и творческого материала.

4. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм – передвижек) по использованию мультипликации в развитии дошкольников.

5. Премьера мультфильма.

Я считаю, что создание мультфильмов в детском саду – это не только возможно, но и очень полезно для раскрытия талантов детей.

Технология создания анимационной мультипликации может быть использована воспитателями в практике детских садов, родителями, а также педагогами дополнительного образования.

830
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!