Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка с

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных предметов № 39»

 

 

Мастер-класс

Тема: « Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова»

 

Крапивина Наталья Фёдоровна

учитель начальных классов

высшая категория

 

 

г. о. Саранск, 2011.


 

Презентация 1

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий.

слайд 2 В широком значениитермин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта  к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

слайд 3 В более узком (собственно психологическом) значении  термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию  этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий  можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Обратим внимание только на 3 группу: познавательные УУД.

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение  проблемы.

В настоящее время преподавание в начальных классах ведётся по разным учебно-методическим комплектам. И овладение учащимися универсальными учебными умениями  во многом зависит от того, по какому УМК они обучаются. Я проработала по системе РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова деcять лет и считаю, что содержание предмета «Русский язык» как и методика преподавания, отвечают всем требованиям  концепции развития УУД.  Почему?

Стратегической целью развивающего обучения является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

слайд 4    В системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с следующими принципами: 

ü               принцип управления развитием — организуя обучение детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием их развития;

ü    принцип «восхождения от абстрактного к конкретному»– введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета; понимание направления движения придаёт смысл движению;

ü    принцип исследования и поиска– знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;

ü    принцип моделирования– общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражения общие способы решения класса различных задач;

ü    принцип соответствия содержания и формы– использование форм организации коллективно-распределённой деятельности соответствует этапу освоения учениками способов действия.

В соответствии с данными принципами для описания системы Д. Б. Эльконина-В.В Давыдова достаточно одной формулы «ПОИСК ОБЩИХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ». А это есть ничто иное как понятие «универсальные учебные действия» как в широком понимании ( умение учиться), так и в более узком значении (совокупность способов действий учащегося).  Т. е. мы видим, что  ключевой составляющей системы развивающего обучения Э-Д  является обеспечение условий для развития УУД. Умение результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из прошлого опыта новое знание, самостоятельно расширять границы своих знаний и умений, проявлять инициативу в новых образовательных ситуациях – эти составляющие компетентности являются неотъемлемой частью образовательной технологии Э-Д. 

При анализе содержания учебников русского языка можно заметить,  что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее частотны.

 

Рассмотрим несколько упражнений и постараемся выявить, для формирования каких  познавательных  учебных действий создаются условия при их выполнении.

 

Букварь. в 2-х частях.В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин.

Тетрадь к букварю В. В. Репкина в 3-х частях. Л. Олисова.

 

 слайд 5 Букварь стр. 28

Сравнение звуковых моделей слов на первоначальном этапе.

-Сравните модели. Что общего?( 3 звука)

-Что изображено на первой картинке?( кол)

-Найдите слово, у которого такой же первый звук.( кот, конь)

-Какими звуками различаются эти слова? ( 3)

-Что изображено на картинках во второй строке?( руль, лес)

-Чем похожи?(3 и 1 звуки одинаковы)

-Найдите такую пару слов, у которых тоже 1 и 3 звуки одинаковы.( шут, душ)

 

 слайд 6 Букварь стр.35

-Что изображено?( сом)

-Сколько звуков в этом слове?( 3)

-Чем схожи и отличны модели слов?( у всех 3 звука, первый звук разный)

-Образуйте новые слова, чтобы они различались первым звуком.

(сом- лом-ком-дом-ром)

 

 слайд 7 Букварь стр.40

Введение понятия звонкие- глухие согласные. Постановка учебной задачи.

-Назовите первое слово(косы)

-Что изображено на другой картинке?( козы)

-Слова одинаковые или разные?( разные)

-Составим звуковые модели и сравним их.( для удобства сравнения модели располагаются одна под другой)

-Что можете сказать о звуковых моделях? Разные или одинаковые?

-Но слова то разные, значит,  должно быть какое-то различие.

 

Создаётся ситуация  «интеллектуального разрыва». Фиксируется в знаково- символической форме.

 

-В чём? Может в ударении? (нет)В количестве слогов?( нет)

Дети говорят, что слова различаются 3 звуками: «с» и « з»

-Давайте понаблюдаем за этими звуками. Произнесите. Есть ли у них что-то общее? Удивительно: органы речи расположены одинаково при произношении обоих звуков.

-И всё-таки это разные звуки. Чем же они отличаются? Скажите шёпотом «З», что слышите?(«с»)

Вывод: оказывается различие в том, из чего «делаются» эти звуки. Один произносится с голосом, другой — без участия голоса. Такие согласные, которые произносятся с голосом, называются звонкими, а те, что без голоса- глухими. О таких звуках говорят, что они составляют пару  звонкий-глухой.

 

-Давайте подумаем, как будем отличать в модели звонкость- глухость согласных звуков.( предложения детей)

-А дядюшка Ага предлагает добавлять звоночек в верхнем левом углу для звонких согласных.

 

 слайд 8 Букварь стр. 50

Постановка учебной задачи на обозначение звуков буквами. Введение букв а, о как значков  для обозначения звуков «а», «о».

— Предлагаю вам составить звуковые модели  слов  палка и полка.

Дети составляют звуковую модель, характеризуя каждый звук.

(Дети замечают, что модели получились одинаковые, а слова разные)

-Значит, к одной и той же модели можно подобрать разные слова?

— Давайте сравним звуки. Оказалось, что все звуки, кроме [а] и [о] одинаковые.

                                          ?

— А как же узнать тогда, где слово палка, а где полка? Значит, наша запись неудобна, т.к. годится для разных слов.

-Ребята, как на модели показать, что слова разные?

Дети предлагают свои значки для различения звуков [о] и[а] (закрасить в разные цвета, нарисовать на значках звука разные фигурки)

— Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова полка и палка?

— Нет, не смогут.

— Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться?

— Нет.

— А кто знает, какими значками люди обозначают звуки?

  — Буквами.

— Если мы хотим научиться читать и писать по-русски, то мы должны пользоваться общепринятыми значками – буквами, понятными всем русским людям. Иначе наше письмо не будет понятно для других.

— Итак, в чем же состоит теперь наша главная задача? Чему нам надо научиться?

-Нам нужно научиться обозначать звуки буквами.

Рефлексия

-Какую проблему мы решали на уроке?

 

                      ?                                ?          

Какими значками, понятными для всех, нужно обозначать звуки.

Работа строится через сравнение и анализ слов и звуковых моделей. Ставится учебная задача на обозначение звуков буквами. Выбирается значок для обозначения звука «а»- буква а, для обозначения звука «о»-буква о.

 

 слайд 9 Букварь стр. 50

Соотнесение модели с картинкой.

-Сколько букв в первом слове?( 5) Какая вторая?( о) последняя?(а)

-Подберите слова, которые подходят к этой схеме.(горка, корка, бочка)

-Подберите слова ко второй схеме ( замок, забор)

 

 В тетради к букварю В. В. Репкина  представлена система заданий, направленных на формирование логических   умений.

слайд 10 пропись стр. 15

Логические квадраты, где даны изображения в строгой закономерности.

Сначала предметы отличаются друг от друга 3-мя признаками, затем такое задание :

 слайд 11 пропись стр12

 «Расположите фигуры в линейном ряду в строгой последовательности».

Задания постепенно усложняются.

 слайд 12 пропись стр.33Логический квадрат, где изображения различны 4-мя признаками

слайд 13 пропись стр.38Логический квадрат, где изображения различны уже 5-ью признаками

слайд 14 пропись стр.42Логический квадрат, где нужно дорисовать две клеточки

слайд 15 пропись стр. 12  После такой работы выходим уже на более трудный творческий уровень: придумай сам логический квадрат  ( оговаривается количество признаков)

 

слайд 16 пропись стр. 49, 27

В прописи представлены задания, развивающие творческое воображение

Задание: На что похоже? Дорисуйте.

 

Очень интересны задания на развитие таких мыслительных операций, как анализ, сравнение

слайд 17 пропись стр. 20

Задание: Дорисовать относительно оси симметрии

 

слайд 18 пропись стр. 40

 Письмо  печатных букв идёт группами, предваряется вопросами

-Что общего? Чем различны?

В прописях на клетчатой разлиновке отведено место для графических диктантов.

 

На примере даже такого небольшого количества заданий, я думаю, вы убедились, что занимаясь по системе Д. Б.Эльконина – В. В. Давыдова детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, моделированием, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

 

Система Эльконина-Давыдова  представляет  большие возможности для формирования познавательных  универсальных действий. Но, конечно, есть много заданий, которые учитель сам подбирает и предлагает детям. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному. Я предлагаю вам рассмотреть несколько заданий.

 

Презентация 2

Запиши первую букву каждого слова, переставь буквы местами и узнай название объекта.  слайд 2

•                    Место, где учатся дети.

•                    Любимое время отдыха школьников.

•                    Подземный вид транспорта.

•                    Наука о красноречии.

•                    Тройная буква в слове ананас.

•                    Известный сказочный доктор.

•                    Тройная буква в слове колокол.

Что получилось? ( ромашка) в качестве объекта анализа для первой и второй группы выступит слово ромашка с различных точек зрения, а для третьей группы не слово, а сам цветок.

1- исследуйте слово с точки зрения русского языка

2- с точки зрения художественных объектов

3- с точки зрения естествознания и медицины.

У нас получилось два различных объекта анализа: слово «ромашка» и сам цветок ромашка.

Формирование умения выделять существенные признаки. слайд 3

-Из ряда  слов  нужно выбрать только два, которые обозначают  главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Эти упражнения позволяят целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

        Формируемые УУД: анализ объектов, формирование умения                выделять существенные признаки

 

Подбери нужное слово: слайд 4

кровать — лежать, стул — …

малина — ягода, девять — …

человек — ребенок, собака — …

овца — стадо, буква — …

воробей — птица, окунь — …

волк — пасть, птица — …

растение — семя, птицы — …

бежать — стоять, кричать — …

Формируются отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого,

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:    слайд 5

 

автомобиль, тормоз — автор

колос, роза, вата — …

кора, лото, боксер — …

баран, рана, банка — …

 

Формируемые  логические УУД: анализ, синтез.

 

 Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее. слайд 6

         Сосна, клен, ясень, тополь.

Методика проведения такого задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором

« лишним» может быть любое из предложенных четырёх.

Ответ:1) сосна- хвойное дерево, а остальные лиственные

2)клён- 1 слог

3) клён- слово без орфограммы, у остальных орфограмма «безударная гласная в корне»

4)ясень- начало на гласную букву, у остальных на согласную

5)сосна-сущ. 1 скл., а остальные – 2 скл.

6)сосна-сущ. женского рода, а остальные мужского

       Формируемые  УУД: сравнение, анализ, обобщение.

 

Исключите из цепочки лишние словапо какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово.Причину  исключения каждого слова обоснуйте.

 

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

 

Ответ: Объединить- гл., а остальные сущ.

Какао- несклоняемое среди сущ., другие склоняемые

Колонны- сущ. мн. ч., остальные ед. ч.

Костюм-сущ. м. р., остальные –женского

 

Найди  общее у следующих слов: слайд 7

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

 

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

 

Раздели на группы. слайд 8

-Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов:

Голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.

 

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки. слайд 9

 

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка.

 

Ответ: Предложенные слова группируются:

1) начинаются на звонкий или глухой согл.

2)начинаются на мягкий или твёрдый согл.

3)ударение падает на первый слог или на второй

4)заканчивается на « а» или «я»

5)по количеству слогов-1, 2, 3 слога

6)по родам –общий, мужской, женский

7) по наличию орфограмм

Формируемые УУД: логические, выбор оснований для классификации объектов, группировка.Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

 

Систематизация. слайд 10

Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

-Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам — два раза.

В качестве основания для систематизации может быть тема — инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

 

Игры в загадках

Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение».  Загадки не только расширяют кругозор детей,  развивают и обогащают речь, но и способствуют формированию логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). В  систему  работы на уроках русского языка можно включать разные типы загадок.

Виды загадок.

1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз  –  словарное слово. Отгадка  –  ключ к его запоминанию.) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединяя эти признаки в единое целое.

2.Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному — двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими), например:

Белая скатерть все поле покрыла.

(Снег – парная согласная в конце отгадки требует проверки.) игровая ситуация помогает запомнить правило.

3.Загадка, в которую включается противопоставления, например:

По земле ползет, а к себе не подпускает.

(Змея – безударная гласная в корне слова требует проверки.) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4.Загадки, в описании которых использованы метафоры, например:

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой – провожает.

(Дверь. Чтобы написать это слово, надо вспомнить о мягком знаке как о знаке мягкости.) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.   

Шарады   слайд 11

Шарада – это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на части, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар + ус, фа + соль).

Первое слово над чайником тает,

Второе – у папы растет над губой.

А целое – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с собой.

(Парус)

Первое – нота,

Второе – то же.

А в целом – на горох похоже.

(Фасоль)

Предлог стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(Задача)

Начало – нота,

Потом – оленя украшенье.

А вместе – место

Оживленного движенья. (Дорога)

Две ноты, две буквы,

все вместе – игра,

в которую любит играть детвора.

(Домино)

Первая цифра стоит в середине,

буква сначала и буква с конца.

В целом – леса, города, равнины

К целому полны любовью сердца.

И, коли, вражья надвинется рать,

Целое будем мы все защищать. (Родина)

Логогрифы. слайд 12

Логогрифы – слова- загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв или слогов.

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(уха – муха)

Его откроешь – и вода

Из него польется.

Добавишь «э» – и тогда

В кинотеатре он найдется.

(кран – экран)

На голове барана и быка

Ты можешь их найти.

А ноту лишь добавишь –

По ней сумеем мы пойти.

(рога – дорога)

С буквой «Р» – подземный житель,

Без нее – мышей любитель.

(крот – кот)

Мы взрослых и детей

В часы досуга развлекаем,

Но если нам прибавить «Т»,

Мы всех ужасно напугаем.

(игры – тигры)

С «т» — играем в бадминтон,

А без «т» — летаем в космос.

(ракетка – ракета)

 Омографы. слайд 13

Омограф – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания нужно правильно перенести ударение с одного слога на другой.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращусь в конфетку.

(ирис – ирис)

Ставь на первом ударенье –

Будет зданье, без сомненья,

А поставь ты на втором –

Сохранит оно твой дом.

(замок – замок)

 Омонимы. слайд 14

Омоним – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.

Я журчу, журчу, журчу,

Глядь – и я в замке торчу.

(Ключ)

Первые все мы в игре набираем,

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам все улучшают,

Летом от солнца глаза защищают.

(Очки)

  "Анаграмма". слайд 15

 

Анаграммы — буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Начать можно  с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

Составь слова из следующих букв:

 

а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п

б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, к

г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш

 

Ответ: а) сок, дуб, мир, сыр, дым; б)море, каша, рука, небо, коса, вода; в)пенал, ручка, кочка, пирог, город, кошка.

Далее задание усложняется.

 

Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее. слайд 16

 

1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о

ш, а, ф, к                      ё, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в

ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а

к, ь, в, а, р, т, о             н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н

с, л, т, о                        а, с, в, и, л                я, а, ц, з

Ответ: 1)стул, шкаф, ложка, кровать, стол; 2) груша, берёза ,яблоня, лимон, слива; 3) cобака,  корова, кошка,  свинья, заяц.

 

Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить. слайд 17

 

1) п, и, к, а, т               2) ь, о, ч, н             3) й, е, н, и

т, ф, и, у, л                      ч, е, е, р, в             д, а, р, г

б, и, и, т, н, о, к                у, о, р, т                с, г, е, н

г, а, о, п, и, с                    н, е, д, ь               ь, д, д, о, ж

Ответ: 1)тапки, туфли, ботинки, сапоги-обувь;2)ночь, вечер, утро, день-время суток; 3) иней, град, снег, дождь- осадки

 

Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить. слайд 18

 

1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3) а, к, о, р, о, с

р, а, е, к                          з, я, а, ц                  в, л, е

ш, а, а, м, р, о, к             а, и, с, л                  щ, а, у, к

о, о, е, з, р                      х, м, а, у                  а, а, ь, с, р, к

ь, ю, т, л, н, а, п              м, й, е, в, а, у, р       т, р, г, и

ф, к, а, а, л, и                  к, в, о, л                   а, н, о, о, р, в

                                       к, ж, у                      ь, о, н, к, у

Ответ:1) море, река, ромашка, озеро, тюльпан, фиалка;2)паук, заяц, лиса, муха, муравей, волк, жук; 3)сорока, лев, щука, карась, тигр, ворона, окунь.

 

слайд 19

Анаграммы – это и  слова, образовавшиеся  при чтении справа налево.

Отгадай слова:

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(липа – пила)

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во сне увидишь что  угодно.

(нос – сон)

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

(насос – сосна)

Как зонт, могу прикрыть я многих

И в летний зной, и в непогоду.

Но поменяй местами слоги –

Я превращусь в период года.

(навес – весна)

Эти  упражнения  очень похоже на привычные нам ребусы. Они  учат анализировать, синтезировать различные комбинации, классифицировать и обобщать.

 

Метаграммы. Отгадайте зашифрованные слова, которые различаются только одной буквой. слайд 20

 С Б– я плачу,

  С Р– играю,

  С С– я пищу посыпаю.

(Ответ: боль – роль – соль)   

 С «г» — её на винт накрутят,

С «л» — конечно, лает,

С «м» — одежда, но не греет,

С «з» — от волка убегает.

(гайка – лайка – майка – зайка)

С буквой Г – я по небу лечу,

С буквой В – детишек лечу.

(грач – врач)

С глухим шипящим – кругл, как мяч,

Со звонким – как огонь, горяч.

(шар – жар)

С «г» — я выше облаков,

С «н» — прячу я в себе зверьков.

(гора – нора)

С «л» — я слезы вытираю,

С «ж» — я по лесу летаю.

(лук – жук)

С «ы» — мы мчим вас что есть мочи,

С «у» — мы ноги вам промочим.

(лыжи – лужи)

Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.

Формируемые УУД: расширяют кругозор детей,  развивают и обогащают речь,  способствуют формированию логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).Загадки  учат анализировать, синтезировать различные комбинации, классифицировать и обобщать.

 

Слайд 21Файндворды.Термин этот происходит от английского «find word» – «найди слово». Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному разделу.  Файнворды можно использовать на уроках, как домашнее задание, на внеклассных мероприятиях, в олимпиадных заданиях.

Слайд 22  Файндворд. Найди в предложениях термины русского языка

Скоро деревья покроются зелёной листвой.

Иванов Стёпадежурит очень добросовестно.

На заводе мячи сложили в ящик и отвезли в магазин.

Ответ: род, падеж, число.

 

Слайд 23  Файндворд. Найди фамилии писателей и поэтов (чтение)

Сева Барт о себе ничего не рассказывал.

Мы долго сидели в полной темноте, но сова так и не появилась.

Сейчас оркестр играет марш, а кадриль уже исполняли..

Ответ:Барто, Носов, Маршак.

 

Слайд 24  Найдите зашифрованные в файндворде 17 названий распространённых пород собак.

 

Отправились мы с Николаем Еропкиным в лес. Взяли, как договорились, с собой карту, компас. Я надел папин чёрный плащ, Николай — казённую робу. Мы с ним старые приятели, соли съели, наверное, пуд. Ельник начал редеть. Еропкин шёл и, словно мяч, футболил березовый гриб. Бах — бабах! С дерева сорвалась ветка. На лбу моего товарища выросла шишка. Медный пятак — самое лучшее средство от шишек и синяков, но где ж его взять в лесу? Мой товарищ горестно вздохнул. Футбол он, кажется, разлюбил.

"Таких слепых тетерь, Еропкин, я ещё не встречал", — улыбнулся я. "Тетери бывают глухие, а не слепые", — проворчал Николай. Смотрим вперёд. Идти влево — гора, вправо дол, азимут правильный. За нами увязалась собачка, видимо, псина по лесу соскучилась. Вдруг из кустов выскочил странного вида заяц. Один бок серый, другой — белый, уши чёрные, ну явный перебор. Заяц перемахнул через кусты и скрылся в чаще. Хищная птица появилась внезапно. Сокол лишь на мгновение нырнул в кусты и взмыл вверх с добычей в когтях. "Гуляш, пицца, бифштекс", — промелькнуло у меня в голове. Уселись мы на пеньки. Коля решил закурить своего самосаду, я заготавливаю хворост для костра. Хворост сырой от дождя. Костёр не зажигается. "Эх, сейчас керосинчику бы", — вздохнул я. "Когда-то я служил на камбузе, истинный повар-кок керосином не пользуется", — похвастал Коля. Словно архитектор, он сложил ветки и вмиг разжёг костер. Правда, покурить ему не удалось. Кисет тёрся, тёрся во время ходьбы и прохудился, табак и высыпался. "Ничего, коллега, ваяй костёр дальше, а покурить можно и сухие листья", — успокоил я его. Построили небольшой шалаш. Лесной уютный кров, чарка горячительного согрели нас, и настроение снова поднялось.

 

Файндворд.В этом тексте «пасутся» шесть копытных животных. Попробуйте их найти.

 

– Я, – сказал Колька, – бананов не люблю. А вот яблоки, что растут у деда Кукушкина, это – сила! Но в сад к нему попасть нелегко: забор высокий.

Митька Носиков, облизнувшись, поддакнул:

– Высокий. Дело – труба.

Раньше в заборе дыра была, – продолжил Колька, – но дед её заколотил, чтобы кто-нибудь, вроде нас, в сад не забрался. Что будем делать?

– Осталось одно – идти за лестницей, – сказал Митька.

Пошли за лестницей. Подняли и сразу бросили: больно тяжела.

– Придётся переходить на бананы, – вздохнув, проговорил Колька. И спросил: – А где они растут, не знаешь?

Ответ:(кабан, коза, лось, бык, зубр, баран)

Формируемые УУД: развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному разделу. Упражнение позволяет узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Слайд 25-28  На развитие общеучебных  универсальных действий, в частности осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме направлен ряд следующих творческих заданий:

1) Восстановление  деформированного  текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.

Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.

2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов:

снегурочка сочинение писать

3)«Напиши как  можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указан

13215
RSS
Спасибо автору статьи.Очень полезная информация
Спасибо, Елена.Жду Ваших вопросов!