Значение трудового воспитания в детском саду
Перед педагогами ДОУ стоит очень ответственная задача: мы должны растить детей здоровыми и умными, веселыми и счастливыми, эстетически и нравственно воспитанными. Нравственное воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности.
Нравственное воспитание проходит через все годы дошкольника, да и через все годы взрослого человека.
Главная задача нравственного воспитания — формировать у ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным. Спросите ребенка в самом раннем возрасте плохой он или хороший, он скажет: «хороший».Если он плохой, если он поступает плохо, это вызывает у него дискомфорт, это не дает ему быть счастливым.
Каждому человеку важно знать, что он кому-то нужен, что в нем бескорыстно заинтересованы, что его поступки одобряют. Сначала это близкие ему люди — его семья, потом сверстники и т. д.
Трудолюбие — категория нравственная. Чтобы ребенок был счастлив, он должен быть трудолюбивым. «Ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в труде, насколько он к этому труду будет подготовлен», — говорил А.С. Макаренко.
«Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать, другие — хуже, одни способны только к самому простому труду, другие к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеком от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости».
Каждый труд должен быть творческим трудом. Научить творческому труду — особая задача воспитателя.
Трудовое воспитание включает в себя ряд задач:
1, Формирование трудовых навыков;
2.Воспитание личностных качеств:
а) привычка к трудовому усилию,
б) ответственности, в) заботливости,
г) бережливости,
д) готовности принять участие в труде.
3. Знакомство с трудом взрослых и воспитание уважения к труду взрослых.
Воспитать интерес к труду и научить детей трудиться — одна из важных задач работников детского сада, так как в труде формируется личность ребенка, воспитывается самостоятельность, привычка к трудовому усилию.
Существуют недостатки в организации трудовой деятельности детей и в его руководстве. Это, прежде всего, отсутствие системы по трудовому воспитанию, когда взрослые делают за детей то, что должны были делать они сами, не всегда проверяют, как выполнил ребенок то или иное трудовое задание. Все это лишает детей возможности упражняться, а следовательно, не воспитывается привычка трудиться, чувство ответственности за выполнение трудовых поручений.
Особенно нужно уделять внимание ручному труду. Для этого необходимо улучшить условия для труда, выделить для него время в режиме дня, просмотреть оборудование, дополнить его всем необходимым.
Разностороннюю работу нужно проводить и с родителями, т.к. без поддержки семьи не справиться с такой важной задачей.
На родительском собрании знакомят с задачами детского сада по трудовому воспитанию детей, рассказывают о необходимости приобщать детей к труду с раннего детства, объясняют, какие требования можно предъявлять к детям и что они могут сами.
По группам можно провести родительские собрания на тему: « С чего начинается трудовое воспитание», оформить тематические выставки для родителей.
При организации труда воспитатель должен четко представлять себе, какие воспитательные задачи он ставит перед собой, включая детей в труд.
Необычайное разнообразие наблюдаемых явлений, яркость окружающего, радость, испытываемая во время трудовой деятельности в природе — все это воспитывает у детей любовь к родной природе. Прививая своим воспитанникам любовь к родной природе, нужно стремиться, чтобы дети активно участвовали в уходе за посадками, увлекались выращиванием растений.
В воспитании интереса к труду большое значение имеет привлекательность оборудования. Этому необходимо уделять так же большое внимание. Трудовое воспитание будет успешным, если дети трудятся систематически, а не от случая к случаю.При организации любых видов трудовой деятельности необходимо помнить о том, что ценность детского тру да не столько в объеме проделанной работы, сколько в оформлении отношения к труду.
Важную роль в воспитании у детей интереса к труду приобретает коллективная работа. Воспитатель при этом пристально наблюдает, как дети договариваются о распределении работы, какой характер приобретают их взаимоотношения. Слишком инициативных детей приучает уступать, сдерживать свои желания и наоборот, пассивных детей побуждает к проявлению инициативы, помогает включиться в коллектив. Воспитатель разъясняет детям, что когда работают вместе, никто не должен отвлекаться, надо стараться не подводить товарищей, не заставлять их ждать, в общем деле всегда помогают друг другу. Принимая законченную работу, давая ей оценку, воспитатель особенно выделяет факты проявления дружелюбия, помощи, подчеркивает полезность и преимущество коллективного труда. Этими приемами воспитатель способствует развитию дружеских взаимоотношений.
Если дошкольники содержат групповые комнатные растения в чистоте; вытирают пыль, моют растения, убирают и моют игрушки, стирают кукольное белье, работают на участке, с большим желанием помогают малышам, то все эти навыки и умения, полученные в детском саду, пригодятся детям для успешного обучения в школе. Н.Н. Крупская говорила, что детский труд с самых ранних лет при его целесообразном применении может послужить важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.
Как уже было сказано выше, одной их задач трудового воспитания детей является знакомство с трудом взрослых и воспитания уважения к нему.
Важнейшей задачей педагогического коллектива каждого дошкольника является воспитание у детей уважения к труду, чувство гордости за человека — труженика. Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, целенаправленность, общественную значимость, коллективность, тру на благо и счастье других людей. Н.Н. Крупская в своих трудах постоянно рекомендует расширять кругозор детей, развивать их интерес к окружающему, к труду взрослых.
Для воспитания живого эмоционального отношения к труду необходимо обогащать их представления о разных видах тру да взрослых, о роли тру да в жизни людей, об отношениях, которые складываются в процессе труда, о мотивах, которые движут людьми.
Успешное воспитание у детей положительно-эмоционального отношения к труду возможно лишь при формировании общественно- значимых мотивов, достигая это такой организацией трудовой деятельности, когда дети имеют возможность уяснить для себя ее цель.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и в быту стремятся им подрожать и желают сами что- то сделать.Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное прикосновение с их трудом.
Существует несколько методов ознакомления детей с трудом взрослых. Первый — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения.
Второй — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение; они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Литература:
1.«Дошкольная педагогика». Под ред. Логиновой В.И. М, «Просвещение», 1986г.
2. «Воспитание дошкольника в труде». Под ред. В.Т. Нечаевой. М, «Просвещение», 1983г.
3. «Н.К.Крупская о дошкольном воспитании». М, «Просвещение», 1973
4… «Дошкольная педагогика». Под ред. Ядешко В.И. и Сохина В.Я. М, «Просвещение»,1986г.
5. Макаренко А.С. «Книга для родителей». М, «Просвещение», 1986г.
6. Сухомлинекий В.А. «Сердце отдаю детям». Линек 1981г.