Классификация музыкальных игр.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые;

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические.

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;

Образовательные:обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные:
воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;

Развивающие:

познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

— игры с пением;

— игры с музыкальным сопровождением.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка: ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Примеры музыкальных игр с пением.

Младшая группа:

«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина

Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

Младшая и средняя группа:

«У медведя во бору»

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит детей координировать свои действия.

Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.

Старший дошкольный возраст:

«Здравствуй, дружочек!» (на мелодию русской народной песни «Ах ты, берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим шагом»,

И на место встали руки держат «кренделёчком»

До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут в

разные стороны по кругу,

Здравствуй, миленький дружок разводят руки в стороны, здороваясь с

другим ребёнком

В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.

Подготовительная группа:

«Подушечка» (русская народная песня)

Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

Подушечка, раздушечка, дети движутся хороводом,

Моя пуховая — 2 р. мальчик с подушкой идёт противоходом

Ай, лёли-лёли-лёли,

Моя пуховая – 2раза

Кому цветик, кому алый, дети в кругу могут выполнять любые

А мне красну девку – 2раза плясовые движения

Ай, лёли-лёли-лёли,

А мне красну девку – 2раза

На коленочки поставлю, мальчик подходит к любой девочке,

Целовать заставлю -2р. выводит её за подушечку в центр круга

Ай, лёли-лёли-лёли,

Целовать заставлю – 2 раза

Целуй, милый, целуй, милый, мальчик и девочка, стоя на коленях на

Целуй, не стесняйся – 2р. подушечке, качают руками или,

Ай, лёли-лёли-лёли, положив подушку на пол, кружатся вокруг

Целуй, не стесняйся-2разанеё, держа руки «лодочкой»

С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга, игра повторяется.

Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.

Младший возраст.

Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами. Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

Младший возраст.

«Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.

«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

Можно играть с ведущим.

Старший возраст.

«Ловушка», русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки, поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками. Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.

Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки. Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.



190
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!