Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Дошкольное образование
«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: Бершина И. П.
(Слайд 1) Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:(Слайд 2)
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.Употребление нелитературных слов и выражений.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.Плохая дикция.Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.(Слайд 3) Одним из факторов облегчающие процесс становления речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания.
В качестве одной из технологий развития речи дошкольников является Мнемоника (или мнемотехника)(Слайд 4) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приёмов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, её перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например: для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Структура мнемотехники довольно проста.(Слайд 5) К ней относятся мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица. Существует множество мнемотаблиц. Сегодня я расскажу о некоторых из них.
(Слайд 6) Мнемотаблицы для составления описательных рассказов
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:
– цвет – дети рисуют цветовые пятна;
– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;
– величина – рисуют два предмета контрастной величины;
– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);
– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;
– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;
– знак вопроса – название предмета или объекта;
– восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Этапы работы(Слайд 7) с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.
3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице взрослым.
4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.
(Слайд 8)Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала взрослый подбирает стихотворение и опорные картинки к нему (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения взрослым, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.
При заучивании стихотворений на более поздних этапах работа ведется в следующей последовательности: сначала взрослый подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает его детям и по ходу чтения схематически изображает текст с помощью рисунков. Затем текст воспроизводится с опорой на рисунки взрослого вместе с детьми, потом ребята читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.
Этапы работы(Слайд 9) с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Взрослый выразительно читает стихотворение.
3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
(Слайд 10)Мнемотаблицы для пересказа
На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.
Этапы работы(Слайд 11)с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста взрослым с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
(Слайд 12)Мнемотаблицы на слова
Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке, развитию мелкой моторики, потому что следует быстро схематически изобразить его. На начальных этапах работы взрослый вместе с детьми заполняет таблицу (взрослый на доске, ребята у себя в тетрадях), на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Когда это задание освоено, можно предложить дошкольникам составить мнемотаблицу на одно из слов по лексическойтемесамостоятельно.
Этапы работы(Слайд 13) с мнемотаблицей на слово:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
(Слайд 14)Мнемодорожки для составления предложений
Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:(Слайд 15)
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
(Слайд 16)Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
Литература:
- Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006. – 272с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб. .: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005. – 96с.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. – 64с.
- Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества». Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. — М. Линка-пресс. 2006. – 122с.
- Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб, 2005.
Интернет-источники:
infourok.ru/doklad-ispolzovanie-mnemotehniki-v-razvitii-rechi-doshkolnikov-828603.html