Семья и детский сад как социальные институты формирования норм и ценностей.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
В Федеральномгосударственномобразовательномстандартедошкольногообразованияодним из принципов является «содействие и сотрудничество детей и взрослых; сотрудничество детского сада с семьей»(глава1, пункт 1.4)[1, с.3].
Впериоддошкольногодетствосемьяидетскийсадявляетсяважнымикомпонентамигармоничногоразвитияистановленияребенка.Принятиеинтересов, созданиеусловийдлянравственного развития и качественной подготовки детей к жизни в социокультурном обществе, такие задачи стоят перед первыми социальными институтами малыша.
Основная цель социальных институтов—достижениестабильностивходеразвитияобщества.Всоответствиисэтойцельювыделяютфункцииинститутов: удовлетворениепотребностейобщества; регуляция социальных процессов[4, с.13].
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья остается одним из важнейших факторов социализации личности.
В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А.Каменского, Ж.-Ж.Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. Изучением этой проблемы занимались такие выдающиесяученыекакК.Д.Ушинский, Т.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.
Семья—колыбельдуховногорождениячеловека.То, чтовдетскиегодыребёнокприобретаетвсемье, онсохраняетнавсюжизнь.Важностьсоциальногоинститутасемьиобусловлена тем, что ребенок находится в нем в течение значительной части своей жизни и подлительностисвоеговоздействияналичностьниодинизинститутоввоспитаниянеможетсравнитьсяссемьей.[2, c. 16]
Маленькие дети во всем подражают взрослым, берут с них пример, это происходит ввиду их неопытности и ещё очень ограниченных познаний окружающего мира, а родители как раз должны на своем примере давать им всю информацию и морально-нравственные установки о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Семья составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее само в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. Французский социолог Аник Першерон по этому поводу отмечала: «Входить в семью – означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». И с помощью семьи ребенок вписывается в общество[9, с.194].
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляетсяразвитиеличностиребенка.Вэтомвозрастеребенокнаходитсявполной
зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Следующиминститутомсоциализациидлядошкольникаявляетсядетскийсад.Здесьребёнокполучаетпервыйопытобщениясчужимивзрослыми, учитьсявзаимодействоватьсгруппой сверстников. Одна из основных задач в ДОО — это создание социально-благополучнойсредыдлякаждоговоспитанника.Однаизглавныхцелей—способствовать успешной социализации ребенка.
ПословамЛ.С.Выготского:«неотъемлемойчастьюсоциализацииребенкаявляетсявоспитание.Именноврезультатевоспитанияпроисходитестественныйпроцессинтеграцииребенкавобщество,«врастаниявчеловеческую культуру»[5, с.130].
Целивоспитательно-образовательногопроцессавДООзаключаютсявовсестороннемобогащенииребенканаосновегармоничногосочетанияинтеллектуальногоифизическогоразвития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям вусловияхразвивающегообученияивоспитания.Вдетскомсадупроисходитвзращиваниечеловекав процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление[4, c.23].
Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Взаимодействие педагогов в образовательной организации с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; атакженаправленонаповышениепедагогическойкультурыродителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам[3, c.43].
Для организации взаимодействия детского сада с семьей используются различные формы, методы, средства:
- 1.Работаспедагогами(семинары–практикумы «Работа с семьей»).Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, накоторыхрассматриваемвопросыподготовкиипроведенияродительскихсобраний, путиповышенияактивностиродителей.
- 2.Просвещение родителей (индивидуальное и групповое консультирование, «круглые столы», деловые игры). Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближаетучастниковигрыкреальнойобстановке, формируетнавыкибыстрогопринятияпедагогическиверных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
- 3.«Телефон доверия», «Родительская почта». Для всех членов семьи предоставляетсявозможностьвысказыватьзамечания, предложения, поделитьсярадостьюилисомнением, обратитьсязапомощьюк конкретному специалисту.
Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен–эторавнозначные, взаимодополняемыесоциальныеинституты, необходимыедляправильного личностного и социального развития ребенка. Необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада[6, c.54].
Список литературы:
- 1.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольногообразования.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17октября2013г. №1155//Дошкольноевоспитание.-2014.-№2.
- 2.АндрееваТ. В.Семейная психология: Учеб.пособие.—СПб.: Речь,2014.–C.56.
- 3.БожовичЛ.И.«Личностьиееформированиевдетскомвозрасте», Москва,2015г.
- 4.Бондина Н. А., Юдина М. А. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия // Молодой ученый. —2016. — №23.2. — С. 12-15.
- 5.Воображениеитворчествовдетскомвозрасте/Л.С.Выготский.-Санкт-Петербург: Союз,1997.-96 с.: ил.-(Психология ребенка).-Библиогр.: с. 87-92.
- 6.ГришаеваН.П.Современныетехнологииэффективнойсоциализацииребёнкавдошкольнойобразовательнойорганизации: методическоепособие.-М.: Вентана-граф,2015.