Театрализованная игра как эффективное средство развития эмпатии у детей
Театрализованная игра как эффективное средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
В современной педагогике собственная деятельность детей рассматривается как основное средство эмоционального развития. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому очень эффективно осуществлять эмоциональное развитие через различные игры. Ведущее значение игры для дошкольника признается всеми учеными. В некоторых театральных играх дети получают первую практику эмоционального поведения.
Развитию психических процессов и различных личностных качеств ребенка-самостоятельности, инициативы, эмоциональной отзывчивости, воображения способствуют театрализованные игры или игры-драматизации. Дошкольник примеряет на себя облик различных персонажей, играемых им, участвуя в сценическом спектакле, что дает ему ощущение эмоциональной целостности и общения с ними, а также дает ему возможность различать и выражать свои личные эмоции, присущие этому возрасту, обогащая его чувственный и эмоциональный мир. В дальнейшем ребенок начинает узнавать своих обожаемых персонажей. Умение устранить появление веселья на сцене, дает возможность воздействовать на ребенка, формировать опыт эмпатического поведения. То же самое происходит и с усвоением личностных моделей действий и поступков, которые дают дошкольникам не только более глубокое понимание и понимание своего внутреннего мира, но и учат их делать нравственный выбор.
В нашем исследовании нас интересуют те игры, которые могут быть использованы для реализации нравственного воспитания. В соответствии с прогрессивной концепцией нравственного воспитания эмпатия развивается в ролевых играх, когда ребенок играет роли, выражающие различные позиции, понятия, а также, например, в других формах работы, где есть ориентация не только на себя, но и на другого человека. Нравственные чувства, являясь приоритетными в нравственном воспитании дошкольников, наилучшим образом будут формироваться в тех играх, где они необходимы. На мой взгляд, они наиболее успешны в театральных играх. В их сопереживании жалость и помощь выступают средством и гарантией успешного достижения игровой цели.
Театральные игры предполагают разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, намеренно написанных драматизаций). Герои литературных произведений - актеры, а их приключения, действия из жизни, видоизмененные детским воображением, сюжет игры.
«Театральные игры имеют одну особенность: они имеют готовый сюжет, а это значит, что деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театральная деятельность предполагает богатое поле для творчества. Слово произведения для детей - это только холст, в который они вплетают свежие сюжетные части, вводят вспомогательные роли, заменяют концовку».
В этой театральной игре тип героя, его переживания, основные черты и эффекты определяются содержанием произведения. Творчество малыша имеет место быть в честном образе его характера. Для того чтобы осознать это, необходимо понять, какой персонаж, почему, например, действует, занимает эту позицию, проникает в его внутренний мир. В этой театральной игре эмпатия - сопереживание выступает как необходимое условие успешного хода игры. Сопереживание-помощь формируется в это время, когда малыши заменяют окончание наилучшим образом.
Эта игра привлекает детей своей динамичностью, яркостью, оригинальностью и умением выразить себя в новом качестве. Играя таким образом, малыши испытывают чувство подъема, особого внимания, у них формируется сопереживание, разумеется, без бесполезных нравоучений. В театре это считается элементарной необходимостью. Положительным фактором считается также и то, что процесс нравственного воспитания сочетается с основной работой дошкольника – игрой. Для того чтобы развить эмпатию через творческие театральные игры, необходимо понять их сущность и специфику.
Эта игра привлекает детей своей динамичностью, яркостью, необычностью и возможностью проявить себя в новом качестве. Играя таким образом, малыши чувствуют чувственный подъем, особое внимание, их сопереживание формируется, конечно, без бесполезных нравственных поучений. В театре это считается элементарной потребностью. Положительным фактором также считается тот факт, что процесс нравственного воспитания сочетается с основной работой дошкольника – игрой. Для того чтобы развить эмпатию через творческие театральные игры, необходимо понять их сущность и специфику.
В современной науке нет разногласий относительно классификации театральных игр. Общепринятая классификация Т. Д. Красовой «основана на специфике театральной деятельности детей. В одних из них дети сами представляют спектакль как актеры, а в других - как режиссеры: они разыгрывают литературное произведение, персонажи которого изображены с помощью кукол, озвучивающих их роли. Спектакли с использованием настольного театра, трехмерных и плоских фигур похожи».
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театральную и игровую деятельность. По классификации Л. С. Фурминой – «это субъект (актеры-объекты: игрушки, куклы), а не субъект (дети по образу актера выполняют взятую роль)».
Меняются позиции ученых по проведению игр-драматизаций в старшей группе. Ученые единодушны во мнении, что в основном необходимо доминировать в игре, где актерами выступают сами дети. Р. И. Жуковская, М. Махаева, Л. В. Артемова «продолжают давать образование через те игры, где дети сами являются непосредственными действующими лицами» [14, с. 198]. А. И. Сорокина, рассматривая театрализацию с куклами как важное звено в дошкольном театральном образовании, признает, что с возрастом роль кукольных игр уменьшается. А. И. Сорокина «выделяет очень интересную функцию кукольных инсценировок. По ее мнению, за ширмой ребенок, не уверенный в себе, прячет свою застенчивость. Это позволяет ему быть полноценным участником игры. Со временем, вдохновленные успехом, дети преодолевают застенчивость и страх».
Уверенные в себе дети с большим увлечением играют в игры, где они сами являются непосредственными действующими лицами. В практике А. И. Сорокина «детям предлагается выбор между двумя видами игр. Со временем дети становятся более уверенными в себе и предпочитают те игры, в которых можно проявить себя как актер». Таким образом, необходимость в играх с куклами просто отпадает. Анализируя каждую позицию, можно сказать, что все ученые понимают необходимость организации игр с детьми — драматизаций, но каждый из них выстраивает этот процесс в соответствии со своими научными позициями и личным профессиональным опытом. В театрализованных играх для старших дошкольников, по мнению педагогов, необходимо развивать инициативу, самостоятельность (Р. И. Жуковская), индивидуальные особенности (М. Маханев, А. И. Сорокин) через театрализованные игры.
А. И. Сорокина «раскрывает» принцип импровизации, суть которого заключается в том, что для того, чтобы избежать «рутинной зубрежки», всегда должен быть момент творчества и импровизации. «Учитель косвенно руководит импровизацией, инициирует то или иное поведение героев». С помощью импровизации можно успешно осуществлять нравственное воспитание, особенно если оно заключается в том, что дети вместе с учителем изменяют концовку сказки, делают конец более счастливым, чтобы справедливость восстановилась в соответствии с моральными нормами. Этот импровизационный момент имеет большое практическое значение. Когда дети заменяют финал, они действуют как творцы, управляя обстоятельствами жизни, воспитывая в себе самодостаточность. У детей формируются основы эффективного отношения к жизни. Это не только сопереживание и жалость, то есть осознание эмоций другого, но и обучение детей практической реальной поддержке, то есть формируется высший уровень сопереживания-помощь. В картине импровизации видны свежие лестные персонажи, спасающие мертвых. Дети учатся отзывчивости, взаимопомощи и получают практический навык - как постоять за слабого, который затем переносится в реальную жизнь.
В развитии эмпатии у старших дошкольников большую роль играют следующие способности сценической работы.
Во-первых, это деятельность, связанная со способностью детей чутко чувствовать персонажа, его эмоциональное состояние и в дальнейшем завоевывать симпатию привлекательного, сострадательного персонажа у своей аудитории (эмпатическая деятельность).
Во-вторых, сценическая работа любого рода (инсценировка пьесы, игровые зарисовки, импровизационные игры, игровые режимы) в дошкольном возрасте делается воссоздаваемым образом и его содержанием, которые требуют от детей не только внешних изменений, но и психологического переживания, глубокого эмоционального состояния в сущности и значении роли.
В-третьих, детская игра в постановке спектакля побуждает ребенка к расположению, сопереживанию и помощи персонажу, что приводит к тому, что дошкольники копируют обожаемых ими персонажей, их поступки, оставляя глубокий след в эмоциональном переживании поведения и взаимодействии с окружающей средой.
В-четвертых, театральная деятельность- это процедура для детей, включающая детей в процесс, который начинается с литературных основ будущего спектакля, с тренировки восприятия дошкольника, сопровождается детальным рассмотрением содержания и действия сюжета пьесы ее героев, с рассмотрением стратегий действия в образах и значимости изображаемой деятельности.
В-пятых, каждый период поэтапной деятельности, развиваемой старшими дошкольниками, сопровождается соответствующими педагогическими действиями воспитателей, которые помогают детям оценить целостность результата и стать полноценным участником деятельности.
Использование игровой драматизации на этапе развития эмпатии влечет за собой обогащение представлений дошкольников эмпатией и их эмоционально-чувственным опытом, развитие представлений и формирование личностного, индивидуального отношения к такому качеству личности, как эмпатия. В игре о драматизации представления дошкольников об эмпатии обогащаются сопереживанием, помощью, эмоциями и чувствами людей, а также способами их вербализации. Однако для обучения личным отношениям недостаточно просто информировать, передавать знания и формы. Содержание работы должно отражать личный опыт ребенка. Дети должны не только помнить и воспроизводить свои эмоции и чувства, но и осознавать природу своего внешнего вида, овладевать способами их словесного выражения, использовать пантомиму и обогащать свой эмоциональный, эмпатический опыт. Такой опыт взаимодействия помогает дошкольникам не только избегать конфликтных ситуаций, контролировать и «откладывать» негативные эмоциональные проявления, но и лучше понимать эмоции и чувства окружающих.
Использование игровой драматизации на этапе развития симпатии у детей предполагает их непосредственное участие в игре-драматизации как участников, а не только как зрителей. В роли зрителя дети сопереживают художественному образу. Возьмите эту роль на себя. Организация работы с детьми включает в себя работу над книгой - сочувствие героям сказок, игровой разговор с героями, прослушивание музыки, а также ее исполнение, постановку кукольного спектакля, просмотр картинок и небольшой сценки. В результате использования театральной деятельности на этапе развития эмпатии старшие дошкольники обогащают свои представления о сопереживании, помощи, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации, которые влияют на развитие эмпатического поведения.
В драматической игре происходит тесное, преимущественно парное взаимодействие детей друг с другом. Пары формируются из детей, которые успешно общаются со сверстниками и менее популярными дошкольниками. Такая организация мероприятий учит дошкольников координировать свои действия и договариваться, что естественным образом приводит к установлению дружеских отношений в группе. В результате дети переносят игровые паттерны эмпатического поведения в реальную жизненную ситуацию и оценивают неэмпатическое поведение на основе их сравнения с аналогичными игровыми ситуациями.
Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме использования театральных игр как педагогического условия развития эмпатии, можно сделать следующие выводы:
1) в театральных играх развиваются все уровни сопереживания: — сопереживание-сопереживание выступает как необходимость для того, чтобы понять образ героя и успешно сыграть роль; - сопереживание-сопереживание возникает в результате проникновения во внутренний мир героя, формирования личного отношения к нему (или ему становится жаль, он вызывает симпатию или антипатию); – сопереживание - помощь развивается при разыгрывании сюжета, где положительный сильный герой помогает слабому или побеждает отрицательного героя.;
2) сопереживание особенно успешно в театральных импровизациях, когда дети заменяют концовку и вводят для этой цели новых персонажей, так что сюжет заканчивается успешно. Дети в более доступной для их возраста форме (игровой) практикуют нравственное поведение, знают привычные нравственные категории (добро, зло, справедливость) и учатся падать в соответствии с нравственными нормами;
3) Процесс воспитания как сопереживания, например, как и любого другого человеческого чувства, протекает в соответствии с концепцией нравственного воспитания, где воспитатель обязан предложить дошкольнику нравственную историю и помочь ему сделать положительный нравственный выбор для ее разрешения. В контексте театральной игры моралью рассказа считается сюжет сцены, который воспитатель предлагает оценить в нравственном смысле, а затем изменить концовку сюжета, подталкивает детей к правильному выбору. Разыграв свежий сюжет сцены, ребята обеспечили себе высоконравственный выбор.
Исходя из вышесказанного, необходимо использовать театрализованные игры для развития эмпатии у старших дошкольников. В этих условиях формируются требования с целью установления отношений с другими людьми (взрослыми, друзьями, сверстниками и др.).), а кроме того, вовлечение ребенка в различные текущие жизненные условия, особенно важные для него, в которых он уже приобрел определенный эмоциональный опыт, и это может гарантировать существенный результат в совершенствовании и обогащении этических и нравственных качеств личности ребенка. Важным результатом такого вида направленной деятельности считается улучшение психологического климата в отношениях ребенка со старшими и сверстниками, а также обогащение, расширение кругозора и коррекция (при необходимости) эмоционального опыта дошкольника.