"ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими
– это в нашей власти». Плутарх
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Ребенок с ранних лет должен осознать себя свободной личностью, у которой есть права и обязанности.
Младший школьный возраст – это лучшее время для постижения социальных и нравственных норм, для развития положительных черт личности. Жизнь ученика в младших классах регулируется в основном правилами, а не нормами права. И дети уже хорошо знакомы с этими правилами. Проблема в том, что ребенок этого возраста может объективно оценивать действия своего одноклассника, но не всегда способен верно оценить свои поступки. Школьника необходимо научить сравнивать, абстрактно анализировать свое поведение.
В условиях начальной школы авторитет учителя высок, дети открыты и доверчивы, склонны к подражанию, податливы, открыты к новому, и это благодатная почва для усвоения информационно-правовой грамотности: умения правильно вести себя в правовой ситуации и принимать верные решения.
Правовое воспитание младших школьников – непростая задача для педагога.
Правовое воспитание школьников не является самостоятельной дисциплиной, оно органично вливается в процесс нравственного воспитания детей и приобретения ими норм поведения в обществе.
Информация о правовой культуре для младших школьников подается в игровой форме, легкой для усвоения, и строится на примерах из обычной жизни.
Ученики младших классов должны познакомиться с правами, предусмотренными законом «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека» и Конституцией Российской Федерации. Школьники обязаны уважительно относиться к законам страны и иметь твердое убеждение в том, что их нельзя нарушать.
Ученикам начальных классов нужно знать о том, что:
каждый человек нашей страны – гражданин и живет в государстве, которое его защищает;
каждый человек равен перед законом и у него есть права (на жизнь, образование, отдых, свободу слова и т. д.);
каждый человек должен соблюдать законы государства, и это его обязанность;
если человек нарушает закон, то он несет за это ответственность.
Эти знания научат школьника пользоваться правами и свободами, знать нормы поведения в обществе, выполнять свои обязанности, приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разнообразных ситуациях, уважать окружающих, бережно относиться к имуществу, своему и чужому.
В качестве методов воспитания правовой культуры педагог может использовать все виды педагогического и психологического воздействия: беседу, убеждение, поощрение, внушение, принуждение, личный пример (свой или родителей ребенка).
Формы правового обучения могут быть разными: беседы, презентации, лекции, просмотр видеороликов, использование стенгазет, книг и журналов по праву. Знакомство с правовыми нормами может проходить непосредственно на уроках или во время внеурочных занятий.
Внеурочные занятия могут строиться как деловые игры, конкурсы, конференции или проходить как заседания суда (например, заседание, посвященное суду над лисой и котом, выманившим деньги у Буратино обманным путем). Конвенция о правах ребенка в ярких картинках и стихотворной форме легко запоминается школьниками.
Провожу классные часы по правовому воспитанию, посвящаю их и разъясняю правовые нормы. Разбираем на примерах такие понятия, как «достоинство», «честность», «ответственность», «порядочность», «доброта» и «уважение».
Правовое воспитание младших школьников должно проходить в доброжелательной, доверительной обстановке и учитывать желания и интересы детей. Ученики не на бумаге, а на деле должны чувствовать уважение со стороны педагогов и администрации школы. Только тогда нравственно-правовые нормы будут усваиваться ими органично и последовательно.
В настоящее время, являясь классным руководителем 1,4 классов. Из часов внеурочной деятельности веду кружок «Я – гражданин России», целью которого является создание условий для формирования личности как гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и
поведения. Программа помогает детям расширить знания о себе и об окружающем мире, управлять своим поведением, подчиняться определённым правилам, даёт понять учащимся их личную ответственность за будущее России, воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
При знакомстве ребят с государственными символами России провожу игру- путешествие. На таких занятиях рассматриваем репродукции произведений известных художников – пейзажистов, фотографии с изображение достопримечательностей крупных городов России, рассматриваем архитектурные ансамбли, исторические памятники. Воспитательное значение такой игры трудно переоценить, ибо она не только развивает познавательный интерес, но и способствует возникновению ощущения связи с историей Отчизны, одновременно закрепляются знания и умения в области правовых норм.
При разговоре о правах человека предлагаю игру «Запрещающие и разрешающие знаки поведения» Для организации игры изготавливаю серию картинок, с помощью которых демонстрируется действие основных прав человека: высказывание собственного мнения, жестокое обращение с детьми, завладение чужим имуществом. Дети отбирают положительные модели поведения.
Предлагаю задания творческого характера. Дети совместно с родителями ведут альбомы о себе и своей семье. В альбоме дети записывают их имя, домашний адрес, рисуют любимую игрушку, портреты близких, записывают интересные истории из жизни семьи.
Проводим исследовательские работы, открытые внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков, сказок, сочинений.
В ходе обучения в начальных классах дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.) Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к «хорошим» или «плохим», усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше. В ходе занятий дети поняли, что эта проблема имеет отношение не только к взрослым людям. У детей также есть права.
В результате работы у детей повысился интерес к сверстникам, их делам и поступкам; они стали более внимательны к настроению других детей и взрослых, более дружелюбны и заботливы, стали чаще высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Уменьшилось количество ссор, обстановка стала доброжелательной и спокойной. Работа дала положительные результаты.
И в заключение хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны всё время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить, значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их, сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать… и всходы будут.
397
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!