Развитие познавательно — интеллектуальных способностей старших дошкольников через интеллектуальные и
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал детский сад и в дальнейшем успешно осваивал учебную программу в школе. Да и общество предъявляет свои требования: сейчас больше востребованы люди думающие.
Поэтому старшим дошкольникам особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие познавательно — интеллектуальной сферы:
• Формирование мыслительных действий: анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, умения обдумывать и планировать свои действия
• Аргументировать свои высказывания, строить умозаключения.
• Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Развивать эти умения помогает интеллектуальная игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Интеллектуальная игровая деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для ребенка. Посредством игры он проходит свой путь развития.
В своей работе я использую интеллектуальные игры направленые на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренировку памяти – это «Игры — шутки», занимательные вопросы, ребусы.
Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Чего не хватает?», «Найди ошибку» эти задачи могут быть решены только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали, путем их сопоставления. Эти игры с разной степенью сложности.
Следующая, большая группа игр — на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений:
«Листик» — игра головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое, зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.
«Танграм» способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
«Сфинкс» игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение
(репродуктивное и творческое, зрительно-моторную координацию,
зрительный анализ и синтез, умение работать по правилам.
«Палочки Кюизнера» каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.
«Блоки Дьенеша» знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные.
«Игры Никитиных» — «Сложи узор» — позволяет составлять из шестнадцати кубиков четырехцветные узоры в большом колличестве выриантов. "Уникуб" — 27 – разных кубиков. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
«Коллумбово яйцо», «Вьетнамская игра» — игра на воссоздание фигур животных, птиц.
В свободной деятельности и в кружковой работе играю с детьми в шашки.
Шашки – интеллектуальная спортивная игра, развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы.
Важное значение, при обучении игре в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме ввожу детей в мир шашек: знакомлю дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказываю о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомлю дошкольников со своеобразным миром шашек, прививаю им любовь к древней и мудрой игре.
Провожу соревнования и шашечные турниры между детьми подготовительных групп с участием родителей.
Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.
Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.