Такой разный, но одинаковый важный мир профессий
«Такой разный, но одинаковый важный мир профессий».
Отчет по проделанной работе, направленной на раннюю профориентацию дошкольников.
1 слайд. Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В связи с этим в нашей группе проводилась работа, направленная на раннюю профориентацию дошкольников. За основу мы взяли Программу «Такой разный, но одинаковый важный мир профессий».
2 слайд.
Цель Программы: создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
организация ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для нашего села, города и Республики, формирование профессиональных способностей дошкольников.
Задачи
Øсоздать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий (в том числе разнообразии сельскохозяйственных и рабочих профессий) и интереса к профессионально-трудовой деятельности;
Øорганизовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
Øориентировать детей на выбор рабочих профессий, востребованных в нашем селе, городе, Республике.
Øопределить целевые ориентиры дошкольного образования по направлению профессионального самоопределения:
— ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
— ребенок ориентируется в многообразии профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания;
— ребенок обладает развитым воображением, охотно отражает представление о мире профессий в разных видах деятельности.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.
Был разработан перспективный план работы. В рамках выполнения плана была проведена работа с детьми, родителями воспитанников, с социумом.
3 слайд.
Данная работа в группе организовывалась через следующие виды деятельности:
- vчерез НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
- vчерез образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)
- vсовместную деятельность взрослого с детьми;
- vвзаимодействие с семьями воспитанников;
- vорганизацию взаимодействия с учреждениями социума.
Работа с воспитанниками:
- vНами была организована экскурсия по родному селу – с целью ознакомления с достопримечательностями, организациями и предприятиями села Лямбирь.
4 – 9 слайд.
- vБыли организованы экскурсии в библиотеку, на почту, в парикмахерскую, цветочный магазин — с целью дальнейшего знакомства с профессиями людей.
10 слайд.
- vПроводились беседы с детьми по ознакомлению с профессиями взрослых.
- vЗаучивание пословиц, поговорок, стихотворений о профессиях.
- vЧтение художественной литературы – книги о профессиях.
- vРассматривание иллюстраций, картин о профессиях.
- vДидактические игры о профессиях «Кому что нужно», «Угадай профессию», « Узнай по описанию» и др.
11слайд.
- vБольшое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм, так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
- vСоставление детьми рассказов на темы: «Моя будущая профессия», «Кем работают мои родители». Досуг «Путешествие в мир профессий».
- vПросмотр мультимедийных презентаций и видеоматериалов о людях разных профессий.
12 слайд.
- vСоставлены картотеки «Загадки о профессиях», «Художественная литература по ранней профориентации дошкольников», «»Дидактические и сюжетно – ролевые игры по ранней профориентации дошкольников», Конспекты НОД по ранней профориентации дошкольников».
- vБыли проведены досуг «Каждый должен знать о том, что нельзя играть с огнем! », развлечение «Пожарная безопасность», викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней».
- v
13 слайд.
Нами проведена определенная работа с родителями:
- Рекомендации родителям «Как сформировать положительно е отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
- Консультация для родителей «Знакомство с профессиями взрослых»
- Папка – передвижка «Профессии людей»
- Фотоальбом «Профессии наших родителей».
14 слайд. Мониторинг.
15 слайд.
Выводы:чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.