Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

Тип статьи:
Авторская

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя Ашировой Надии Харрясовны

«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Начало изучения темы: сентябрь 2021

Окончание изучения темы: май 2022

Лямбирь 2021

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Аширова Надия Харрясовна

Дата рождения 27 февраля 1970 г.

Стаж работы в должности: 30 лет

Образование (название учебного заведения и год окончания):

Высшее. МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998 г.

Квалификационная категория, № приказа и год присвоения:

Высшая квалификационная категория. МОРМ № 1222 23.12.16.

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):

Дополнительная профессиональная программа «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях». ГБУДПО МРИО. 2018г.

Награждения

За что награжден Год награждения
Почетная грамота Главы администрации Лямбирского муниципального района 2016
Благодарственное письмо Министерства образования Республики Мордовия 2016
Почетная грамота за активное участие в жизни профсоюзной организации МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» 2017
Благодарность Главы Лямбирского муниципального района 2017
Благодарственное письмо Администрации факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» 2017
Почетная грамота Министерства образования Республики Мордовия 2017
Благодарственное письмо Главы Республики Мордовия 2018
Благодарность Главы Лямбирского муниципального района 2021

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

Сроки изучения:сентябрь 2021 — май 2022

Форма отчета:

Презентации по теме«Мы любим трудиться!»

Образовательный продукт:

Создание картотеки пословиц и поговорок о труде; дидактических игр и упражнений, алгоритмов, используемых в детском саду для формирования основ трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Источники самообразования:

  • методическая литература
  • интернет ресурсы
  • обмен опытом на базе ДОУ
  • обмен опытом на РМО воспитателей (логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по ФК)

Результат работы:

  • консультирование педагогов ДОУ
  • размещение методических разработок на сайте ДОУ и РУО
  • показ открытого занятия (мастер-класса) на РМО педагогов
  • обобщение изученного материала в «Портфолио» на личной странице

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

Ожидаемый результат:

К концу учебного года у воспитанников:

üРасширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;

üСформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;

üРазвито ответственное отношение порученному делу;

üСформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;

üРасширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Перспективный план работы на год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы В течение года 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Работа с детьми В течение года Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном.
Сентябрь Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Занятие НОД: рисование на тему «Сбор урожая»
Октябрь Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья».
Ноябрь Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду: изготовление поделок на тему «Животные жарких стран». Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда. Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД.
Декабрь Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой». Знакомство с профессией врача и ветеринара. Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек.
Январь Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий.
Февраль Ручной труд: изготовление поделок из лоскутков ткани. Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.
Март Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами».
Апрель Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток».
Май Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов.
Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.
Октябрь Консультирование родителей.
Декабрь Консультирование родителей.
Январь Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей.
Май Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.
Май Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.
Самореализация Сентябрь Составление плана работы. Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). Подготовка списка литературы по трудовому воспитанию детей, составление картотеки бесед по трудовому воспитанию детей.
Ноябрь Консультация для педагогов «Формирование трудовых навыков детей».
Декабрь Подготовка мастер-класса педагогической гостиной по социально – коммуникативному развитию на тему «Трудовое воспитание».
Февраль Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.
Май Отчет по теме самообразования.
Распространение опыта Разработать конспект НОД: «Знакомим детей с профессиями 21 века».
1504
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!