Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя Ашировой Надии Харрясовны
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Начало изучения темы: сентябрь 2021
Окончание изучения темы: май 2022
Лямбирь 2021
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Аширова Надия Харрясовна
Дата рождения 27 февраля 1970 г.
Стаж работы в должности: 30 лет
Образование (название учебного заведения и год окончания):
Высшее. МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998 г.
Квалификационная категория, № приказа и год присвоения:
Высшая квалификационная категория. МОРМ № 1222 23.12.16.
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):
Дополнительная профессиональная программа «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях». ГБУДПО МРИО. 2018г.
Награждения
За что награжден | Год награждения |
Почетная грамота Главы администрации Лямбирского муниципального района | 2016 |
Благодарственное письмо Министерства образования Республики Мордовия | 2016 |
Почетная грамота за активное участие в жизни профсоюзной организации МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» | 2017 |
Благодарность Главы Лямбирского муниципального района | 2017 |
Благодарственное письмо Администрации факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» | 2017 |
Почетная грамота Министерства образования Республики Мордовия | 2017 |
Благодарственное письмо Главы Республики Мордовия | 2018 |
Благодарность Главы Лямбирского муниципального района | 2021 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.Сроки изучения:сентябрь 2021 — май 2022
Форма отчета:
Презентации по теме«Мы любим трудиться!»
Образовательный продукт:
Создание картотеки пословиц и поговорок о труде; дидактических игр и упражнений, алгоритмов, используемых в детском саду для формирования основ трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Источники самообразования:
- методическая литература
- интернет ресурсы
- обмен опытом на базе ДОУ
- обмен опытом на РМО воспитателей (логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по ФК)
Результат работы:
- консультирование педагогов ДОУ
- размещение методических разработок на сайте ДОУ и РУО
- показ открытого занятия (мастер-класса) на РМО педагогов
- обобщение изученного материала в «Портфолио» на личной странице
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года у воспитанников:
üРасширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
üСформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
üРазвито ответственное отношение порученному делу;
üСформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
üРасширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Перспективный план работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | В течение года | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | |
Работа с детьми | В течение года | Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном. | |
Сентябрь | Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Занятие НОД: рисование на тему «Сбор урожая» | ||
Октябрь | Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья». | ||
Ноябрь | Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду: изготовление поделок на тему «Животные жарких стран». Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда. Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД. | ||
Декабрь | Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой». Знакомство с профессией врача и ветеринара. Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек. | ||
Январь | Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий. | ||
Февраль | Ручной труд: изготовление поделок из лоскутков ткани. Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. | ||
Март | Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами». | ||
Апрель | Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток». | ||
Май | Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | |
Октябрь | Консультирование родителей. | ||
Декабрь | Консультирование родителей. | ||
Январь | Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей. | ||
Май | Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | ||
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | ||
Самореализация | Сентябрь | Составление плана работы. Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). Подготовка списка литературы по трудовому воспитанию детей, составление картотеки бесед по трудовому воспитанию детей. | |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Формирование трудовых навыков детей». | ||
Декабрь | Подготовка мастер-класса педагогической гостиной по социально – коммуникативному развитию на тему «Трудовое воспитание». | ||
Февраль | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | ||
Май | Отчет по теме самообразования. | ||
Распространение опыта | Разработать конспект НОД: «Знакомим детей с профессиями 21 века». |