" Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет в своей работе быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи.

С помощью различных форм фольклора мне предстояло решить следующие задачи:

  1. формировать интерес к книгам, произведениям устного народного творчества;
  2. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
  3. прививать любовь к народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам, поговоркам;
  4. отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.

В нашем деском саду мы уделяем особое внимание организации предметно-пространственной среды, которая, как того требует ФГОС, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать поставленные цели и задачи.

Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые уголки, вносим полифункциональные предметы, для того, что бы среда была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. В нашей группе ребенок легко может подойти к любому уголку, взять пособие или книги, рассмотреть картинки по сказкам, сразу активно включиться в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитные театры, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки (обычные и целые сказки), использовать театр «живая рука», пальчиковый театр, театр на палочках, театр «теней» и т.д.

С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи. С самого прихода ребят в детский сад, мы активно читаем и заучиваем потешки, песенки, колыбельные. Сначала, дети просто прослушивают произведения, затем пытаются звукоподражать знакомым героям (петушку, мышке, котику и т.д.), проговаривают отдельные слова и фразы, пытаются повторить, сопровождают жестами действия персонажей (показывают как машет крыльями петушок, как клюет зернышки курочка, как ходит косолапый мишка и т.д.)...

Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною была подготовлена картотека «Пальчиковых игр» на фольклорном материале.

В группе и на прогулочном участке мы активно играли в фольклорные подвижные игры, водили хороводы. Ребята не только играли, но и старались проговаривать текст игр, знакомились с правилами, учились согласованно действовать, быстро реагировать на сигнал.

В процессе работы над данной темой, у нас в группе появились новые дидактические игры: «Поиграй со сказкой», «Герои сказки», «Подбери бусы к матрешке», игра-шнуровка «Репка», «Волшебные варежки с сюрпризом» и др., благодаря которым ребята знакомились и запоминали героев, «озвучивали их», совершенствуя грамматический строй речи; развивали мелкую моторику рук; закрепляли цвета и формы и т.д.

Мною был подготовлен и проведен открытый показ гимнастики с элементами фольклора для воспитателей и педагогов ДОУ. От детей был получен положительный отклик, они не только с удовольствием выполняли упражнения, но и проговаривали знакомые и любимые потешки «Киска, брысь…», «Тили –бом, тили – бом…», «Идет котик по лавочке…» и др.

В течение года мною были подготовлены и представлены различные консультации для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника», где родителям была предложена классификация загодок с примерами; о пользе сказок, о том, почему сказка помогает в воспитании детей рассказала консультация «Сказка? Сказка. Сказка!», консультация «Что нужно читать детям 2-3 лет» помогла определиться, какие сказки полезно читать младшим дошкольникам. Были оформлены разные картотеки: картотеки «Пословицы и поговорки в картинках», «Фольклорные хороводные игры», «Фольклорные подвижные игры».

Таким образом, можно сделать вывод, что используемая мною система работы по формированию активной речи у детей раннего возраста через фольклор, является достаточно эффективной. По итогу были достигнуты хорошие результаты. Группа пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Испытывают потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети познакомились с малыми формами фольклора, стали более активными и эмоциональными, активизировался активный словарь детей, формируется грамматический строй речи, воспитывается интерес устному – народному творчеству.

Положительные результаты моей деятельности по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем. Я постоянно повышаю свой педагогический уровень, стремлюсь внести конструктивный вклад в общее дело.

205
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!