"Важность трудового воспитания дошкольников"
Трудовое воспитание подрастающего поколения — дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.
Трудовое воспитание дошкольников и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы, сформулирована основная задача трудового воспитания — формирование положительного отношения к труду. Эта задача реализуется в следующих направлениях:
ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к его результатам;
организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы.
Воспитание ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объёма действий.
В старших группах используют три формы организации труда детей: поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы.
Формируя новые навыки, воспитатель, так же, как и в средней группе, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его).
Обязательно нужно вводить длительные индивидуальные поручения: в течение определённого времени дети ухаживают за посаженными растениями или поддерживают порядок в книжном уголке, в месте хранения игрушек и т.д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям. Общие поручения объединяют участников в коллектив. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий. Включение детей в общие поручения даёт им возможность проверить на практике сложившиеся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявлять требования к тому, кто работает без достаточной тщательности или проявляет небрежность.
У совместного труда есть своя особенность – это неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например: получив задание протереть листья у комнатных растений, первый ребёнок снимает их с подоконника, второй моет листья, третий ставит чистые растения на подоконник. Тот, кто выполняет последнюю операцию, вынужден ждать, пока не будет выполнена работа его товарищами, он начинает торопить их. В данном случае можно предложить этому ребёнку дополнительное задание: прежде чем расставить вымытые растения, надо протереть подоконники.
Содержание труда детей, объединённых совместной деятельностью, должно быть заранее придумано педагогом, для того чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх, четырёх действий.
Вернёмся к тому, что значительную роль, для детей старшего возраста играют дежурства. Навыки хозяйственно – бытового труда у детей, опыт, приобретённый ими при выполнении поручений, позволяет педагогу придать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условия, когда должно проявляться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.
Так же целесообразно будет включить детей в уборку групповой комнаты, оформление её к праздникам, уборка участка и т.д. Чтобы в работе могли принять участие все дети, нужно разделить группу на несколько звеньев и предложить каждому самостоятельное задание. Педагог должен заранее определить объём работы, поэтому нужно отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.
Например, детям дано поручение: посеять рассаду огурцов для дальнейшей высадки на огород: они определяют эту работу следующим образом:
Катя: Я буду насыпать землю в коробочки;
Даша: Я тоже;
Кирилл: И я тоже хочу насыпать;
Вика: А кто будет сажать? Можно Я?;
Илья: Я буду составлять коробочки в ящик, а потом поливать.
В приведённом примере каждый ребёнок выбирает для себя дело, либо, руководствуясь собственным желанием, либо довольствуясь тем, что осталось.
Педагог должен учить детей высказывать своё мнение, убеждать товарищей. Организуя совместные трудовые поручения, необходимо учитывать возникающие ситуации, требующие согласования, нужно давать детям возможность решать самим, кто из них, что будет делать.
В заключении, нужно сказать, что стремление к внешнему порядку, к тишине не должно заслонять главной задачи – воспитания у детей морально ценных качеств.