"Осенний марафон"
Цель: развитие эстетического вкуса, творческих способностей, устной речи, памяти и мышления; расширение кругозора детей; формирование у них ответственного отношения к окружающей природе; воспитание любви к художественной литературе, родной природе.
Задачи: — Развивать умение видеть в осени прекрасное время года; способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
— Развивать мышление, память, речь учащихся, ловкость и смекалку;
— Воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
— Уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского края
Форма проведения: игровая программа.
Ход.
Наш праздник начнём с обращения известного русского писателя Пришвина к вам, ученикам нашей страны.
«Дорогие ребята!
Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать…»
Осенью мы восхищаемся дарами нашей природы. А сегодня мы собрались здесь, чтобы показать эти дары друг другу и поблагодарить природу за ее подарки.
Звучит музыка ( видео) Антонио Вивальди «Осень»
Ведущий.
Промелькнуло быстро лето
Пробежало по цветам.
За горами бродит где – то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью зима.
Мы её не ждём, не просим,
А она идёт сама.
Дети продолжают смотреть видео под музыку А. Вивальди «Осень»
В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша осень: буйство ярких красок, деревья, одетые в багрянец и золото; аппетитные гроздья рябины; урожаи ягод, грибов, овощей.
Дети исполняют песню «Ах, осень, осень…»
1.Осень топает по крышам –
Топ-топ-топ,
Осень шлепает по лужам -
Шлеп-шлеп-шлеп,
Осень листьями шуршит-
Шур-шур-шур-шур-шур,
Осень ветерком кричит -
Ууууу!
Припев
Ах, осень, осень
Золотая осень,
Мы тебя все в гости просим.
Ах, осень, осень,
Осень золотая,
Мы тебя все приглашаем -
В гости!
2. Осень капает дождями -
Кап-кап-кап,
Пахнет спелым урожаем -
Ах-ах-ах,
Осень листьями танцует -
Тра-та-та, тра-та-та,
Осень красками рисует — Красота!
Припев
Ах, осень, осень
Золотая осень,
Мы тебя все в гости просим.
Ах, осень, осень,
Осень золотая,
Мы тебя все приглашаем -
В гости!
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в мир красоты осенней природы, в мир теплоты и доброты русских народных обычаев, загадок и принять участие в игре. Путь нам предстоит не близкий, нас ждет много опасностей и приключений. Итак, в дорогу!
1. Станция «Осенние месяцы» (Осенние месяцы, приметы про осень).
«В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвет, сверху льет, и снизу метет». Вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор.
Сентябрь:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села.
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру в трубах – завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
Нам с тобой идти учиться.
Ребята, а что вы знаете обо мне?
Сентябрь – это первый осени. По старинному его называли хмурень – в связи с ранним наступлением сумерек, с угасанием солнечного света. В сентябре начинается листопад. Летят по ветру жёлтые, багряные, красные листья. Иногда говорят, что сентябрь пахнет яблоками. Сентябрь – чародей цвета. Сентябрь – отлетная пора для птиц.
Октябрь:
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются луга,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Я месяц первого снега, первых холодов.
В октябре лист на дереве не дереве не держится. Октябрь землю кроет, где листком, где снежком. Октябрь пахнет капустой.
Ноябрь:
Поле чёрно – белым стало,
Падает то дождик, то снег,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц? Подскажи.
Ноябрь — ворота зимы. Холоден октябрь, а ноябрь его холоднее.
«Зиме – родной батюшка» — так величают в народе.
2Станция «Театральная».
Инсценировка стихотворения «Овощи»
Вступление.
Рассказчик:
Вы, пришли к нам на спектакль?
Что ж, приглашаем на базар!
Здесь репа, свекла продается,
И картофель, и горох,
морковь, петрушка, лук!
Приготовим мы сегодня,
Овощной полезный суп!
Продавцы на базаре.
1 продавец:
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик теплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свекла —
Становилась плотной, алой.
И питал их день за днем
Влажный рыхлый чернозем.
2 продавец:
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелек
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей.
Пригодятся вам они.
Рассказчик:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
хозяйка устало, вытирая, рукой пот со лба:
-Ох!
Рассказчик:
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Картошка:
Думаю, из овощей,
Лучше всех — картошка,
Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки.
Все овощи аплодируют
Капуста?
Капуста:
Если вас нашли в капусте,
Нет у вас причин для грусти,
Потому что вам тогда
Обеспечена еда.
Морковь?
Морковь:
Из меня салат готовь,
Положи и в борщ,
и в суп из гороха и из круп,
Куда хочешь добавляй
И сырой употребляй.
Сладкая и сочная,
Любима всеми очень я.
Горох?
Горох:
Рос гороховый стручок,
Раздувал себе бочок,
Он усами шевелил,
Я морковка, иль морковь,
Всем соседям говорил,
Многодетный он отец,
Очень много в нем сердец,
А горошинки поспеют,
Оглянуться не успеем
Разбегутся кто куда,
Не найти их никогда.
И гороховый стручок
Свой поглаживал бочок.
Петрушка?
Петрушка:
Кучерявая, кудрявая,
Избранная, между травами,
Чтоб кормить нас и лечить,
Уму-разуму учить.
Как природная добавка
Всем полезна эта травка.
Наша древняя старушка
Всем известная петрушка.
Свёкла?
Свекла:
Свёкла — вкусный корнеплод
Красный и бордовый.
Ешь в салате круглый год,
Чтобы стать здоровым.
В свёкле много витаминов,
Свёкла в этом – чемпион.
Покупайте в магазинах
Предлагаю в рацион.
хозяйка недовольно топает ногой, руки на поясе:
Ох.
Рассказчик:
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
овощи все вместе испуганно:
Ох.
Рассказчик:
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
овощи все вместе, устало вздыхают: Ох.
овощи и хозяйка:
И суп овощной оказался не плох!
Рассказчик:
Мораль сей сказки такова:
Всем не в обиду, не в укор,
Прервал хозяин шумный спор:
– Не нужно ссориться, друзья!
Живите, как одна семья.
Достоинств в вас не перечесть,
Вам всем салют, хвала и честь!
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Рассказчик и артисты выходят на поклон.
3. Станция «Дары осени» (Загадки про грибы, овощи, осень).
В окружающей нас природе немало загадочного. Мы не всегда задумываемся над ответами: все недосуг. Так в природе устроено. А ведь стоит подумать. Например, почему осенью с деревьев опадают те листья, которые растут на самых концах веток? Вы это замечали. Подумайте и ответьте. (После ответов детей, видео «Почему желтеют и опадают листья»)
Спасибо, ребята, за правильные ответы! Но мне кажется, что вы засиделись. Поэтому прошу вас выйти из-за столов и встать в большой круг. А теперь давайте поиграем. Пока звучит музыка, вы будете быстро передавать друг другу мяч. Тот, у кого в руках он окажется после того как музыка смолкнет, будет отгадывать загадку
Загадки.
1. В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)
2. Белый передник, зелёная коса. (Берёза)
3. Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
4. По округе славится зелёная красавица.
Сарафан – как колокол, по земле да волоком.
Шапочка с опушечкой, с острою макушечкой. (Ель)
5. Летом вырастают,
Осенью опадают. (Листья)
6. Все детки на ветках,
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут – Береток не найдут. (Жёлуди)
7. У кого одна нога Да и та без башмака? (Гриб)
8. Летит орлица через тридевять земель,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
9. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
10.Под землёй птица гнездо свила и яйца нанесла? (Картофель)
11.Стоит матрёшка на одной ножке,
Запутана, закутана. (Капуста)
12. Что без боли и печали приводит в слёзы? (Лук)
13. В земле сидит,
Хвост вверх глядит,
Сахар из неё можно добыть,
Вкусный борщ сварить. (Свёкла)
14. Маленький, горький, луку брат
К пище приправа, а на микробов – управа (Чеснок)
15. В маленьком горшочке каша сладка.
16. В огороде вырастаю, а когда созреваю
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Помидор)
17.Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
18. Жёлтый Антошка вертится на ножке
Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнух)
4.Станция «Знатоки лесных тайн» (Игра-викторина).
В словах перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочесть названия животных, которые обитают в Республике Мордовия.
яцаз (заяц)
аблек (белка)
сьло (лось)
девдьем (медведь)
исал (лиса)
олкв (волк)
банак (кабан)
5.Игровая станция (Игры-эстафеты).
5.1. Конкурс: «Шифровальщики».
(По 1 листику для верно отгаданного слова. Командам раздаются карточки с набором букв. Вычеркнув те буквы, которые повторяются 2 раза, нужно составить слово из оставшихся букв.)
1.(увядание)
е | ф | р | в | к | ъ | ё | с | ф | ю |
ш | у | с | ю | м | х | ъ | н | ц | и |
ё | ц | а | ш | я | д | к | х | м | р |
ё | ь | ы | в | ф | э | м | ю | л | ж |
к | б | е | э | ш | ж | б | ы | х | ш |
ф | й | м | ю | н | х | о | ь | ё | ы |
5.2.Конкурс «Посади и собери урожай»
Оборудование: 15 листа бумаги; пакет с картошкой; 15 картофелин; 3 стаканчика
Участвуют ручейком все участники команд
1- й участник «пашет землю» — кладет листы бумаги и возвращается в конец строя
2- й участник «сажает картошку» – берет из пакета картошку и кладет на бумагу, возвращается в конец строя
3- й участник «поливает картошку» — обегает каждый листик со стаканчиком, возвращается в конец строя
4- й участник «убирает урожай» — собирает картофель и приносит обратно к пакету
5-й участник собирает листики обратно и приносит в начало строя, дальше в том же порядке, начиная с 1-го по 5-е
Ведущий:Отлично. Прошу всех вернутся за столы, и продолжить наше состязание. Вижу я, что здесь собрались умные, весёлые, находчивые ребята. Об осени много знаете, любите её, почитаете.Замечательно ребята, спасибо большое. А мы переходим к следующему конкурсу.
5.3. Конкурс «Найди лишнее»
Ведущий: Я раздаю вам карточки. На них написаны слова в строчках. Вы должны из 4 слов найти лишнее, которое не подходит ко всем остальным по какой-либо характеристике. Через некоторое время вы должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.
➢ Картошка — морковка — помидор — свекла.
(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)
➢ Листья — грибы — ветки — корни.
(Грибы —лишнее слово, это не часть дерева.)
➢ Октябрь — март — сентябрь — ноябрь.
(Март —лишнее слово, это весенний месяц.)
➢ Сорока — дятел — синица — бабочка.
(Бабочка —лишнее слово, это не птица)
➢ Клен — сосна — береза — осина.
(Сосна —лишнее слово, это хвойное дерево.)
➢ Шишки — желуди — семечки — иголки.
(Иголки — лишнее слово, это не семена.)
➢ Груздь — смородина — масленок — опята.
(Смородина — лишнее слово, это не гриб.)
➢ Капуста — крыжовник — черника — малина.
(Капуста —лишнее слово, это овощ.)
➢ Ромашка —- рябина — незабудка — василек.
(Рябина —лишнее слово, это дерево.)
➢ Листопад — дождь —туман — гром.
(Листопад — лишнее слово, это только осеннее явление.)
➢ Подберезовик —- мухомор — подосиновик — сыроежка.
(Мухомор — лишнее слово, это ядовитый гриб)
Ведущий. Осень –это удивительное время года. Оно привлекало своей неповторимой красотой писателей, поэтов, музыкантов, композиторов и художников. Сколько чудесных картин было написано об осени! Обратите внимание на экспозицию картин на осеннюю тему.
И вы сейчас тоже попробуете себя в роли настоящих художников. И у нас следующий конкурс, конкурс
6.Конкурс «Вдохновение»
Задание: сотворить осеннее дерево в технике аппликации из природного материала.
Ведущий:Ох и славно мы ребята повеселились сегодня. Хорошо отвечали, много знаете. Я предлагаю определить, какая команда была самой активной, какая — самой дружной, какая — самой весёлой.
7.Конкурс « Перебери осенний урожай!»
Ведущий: Подошла к концу наша игровая программа «Путешествие в Осень». И пусть за окошком бушует ветер, шумит дождь, мы надеемся, что у вас у всех хорошее настроение.
В роли закрепления подготовлен материал с применением информационных технологий:
1. Презентация «Богатство родного края»
2. Информация к слайдам прилагается .
3. Видео «Редкие животные Республики Мордовия» (просмотр в сети интернет).
В заключении проводится награждение и праздничное чаепитие.