ДОКЛАД к педагогическому совету на тему: «Роль педагога в эстетическом воспитании детей»
Роль педагога в эстетическом воспитании дошкольников.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практике эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. На сегодняшний день проблема гармонического развития дошкольника имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Условием и средством — эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная педагогом, так и самостоятельная. Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо не только дать дошкольнику знания, но и воспитать в нём нравственную личность. Известно, что воспитание дошкольника в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по образному содержанию явление современной культуры. Оно связано с формированием основ личности, с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности дошкольника. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у дошкольников уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир дошкольника, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с дошкольниками.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отбирать содержание предлагаемого дошкольникам материала и определять его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников.
Во-вторых, необходимо ввести в совместную с дошкольниками деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Целью совместной творческой деятельности – эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи:
Первая группа задач направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус и потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение дошкольников рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей дошкольников в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у дошкольников. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка эстетические начала.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. В работе ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого и ребёнка. Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений… Отметить, что у детей дошкольного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развитие воображения у дошкольников создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождается художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у дошкольников становятся более полными и яркими. В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны — дошкольник не может творить, не научившись воспроизводить .
Творческие способности дошкольников при применении декоративно -прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Особое внимание следует уделить нетрадиционным техникам изобразительной деятельности :
-« Городецкая роспись » в технике гратаж;
— « Гжель» — роспись витражными красками;
— «Дымковская слобода» » — печать паролоном ;
-«Павло–По с адские платки» — объёмная аппликация;
-« Русские матрешки» — мозаика;
— «Филимоновская игрушка» — с использованием бросового материала; — «Образы времён года с использованием элементов ДПИ» и др. Большое внимание педагогу необходимо уделять работе с родителями. Информацию родители должны получать на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Например, на родительском собрании «Развитие творческих способностей дошкольников» можно познакомить родителей с тем, чему можно научить дошкольников. Можно организовать проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта эстетического воспитания дошкольников посредством ДПИ. Провести ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Знакомство с различными техниками рисования» и др. Провести практикум по нетрадиционному рисованию. Проводить выпуск папок-передвижек: «Миниатюры на яйце», «Золотая Хохлома», «Платок узорный », « Русский праздничный костм » и д р.
Значительную роль в процессе эстетического воспитания может сыграть музей. Посещение музея формирует первые навыки художественного восприятия изобразительного искусства в детском возрасте. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, создание декоративных альбомов; досугах, праздниках. Поэтому роль педагога в эстетическом воспитании дошкольников огромна. Нужно не только приобщать дошкольников к эстетическому воспитанию, но и работать с родителями дошкольников в данном направлении.
Список литературы
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. АА. Васильевой. Первая младшая группа / авт._ сост. О. П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.-292 с.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 1991.
Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа / О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 142 с.
Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1978.-207 с.