Семья и детский сад как социальные институты формирования гражданско-патриотической позиции детей.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования гражданско-патриотическое воспитание представлено в таких направлениях развития и образования детей, как «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательно-воспитательного процесса и в семье, и в детском саду.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» подчеркивается, что наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства. Одной из причин является низкий темп инновационного развития российского общества. Становление и развитие системы патриотического воспитания детей требует инновационных решений, использования современных образовательных технологий.
Задачей дошкольного образования является правильное формирование нравственно- патриотических позиций у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством сотрудничества с родителями. Если ребёнок не научится любить свою
Родину, то кому она будет нужна? А для того, чтобы её полюбить, нужно понять всю широту своего родного края, города, деревни, страны. Любить можно Россию, красивый город с его устоявшимися ценностями, а можно и любить цветущую возле реки черёмуху, журчание речки, тишину полей, красоту осеннего леса, родителей, которые проживают на этой территории.
Главная цель патриотического воспитания — возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю. Основным направлением патриотического воспитания в нашем детском учреждении является создание сферы деятельности, в которой происходит эмоциональное сближение детей на основе традиций народной педагогики, когда у детей формируются общие социальные эмоции и чувства, развивающиеся на основе взаимодействия с разными людьми, а именно, с ближайшими родственниками, с педагогами, с представителями общественных организаций, с интересными и знаменитыми людьми своего города и края.
В стандарте дошкольного образования ставится задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям.
Поэтому главная задача нашего дошкольного учреждения – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. На наш взгляд, возможно это только совместными усилиями семьи и педагогов.
Так, например, педагогический коллектив нашего учреждения для привлечения родителей как субъектов образовательного процесса для решения вопросов по знакомству дошкольников с русскими народными традициями используют такую технологию социализации детей, как
«Клубный час». Суть ее заключается в том, что кто-то из близких и дорогих детям людей приходит в детский сад и рассказывает подрастающему поколению о том, как организуются в их семье народные праздники, какие национальные традиции разных народностей нашего края хранятся и поддерживаются, проводят мастер-классы по изготовлению народных кукол, игрушек, вместе с детьми изготавливают доступные лакомства из народной традиционной кухни, а затем пробуют их за совместным чаепитием. В нашем детском саду стало традицией совместно с семьями воспитанников проводить праздники «Рождество», «Масленица» и «Пасха».
Также в ходе проведения клубного часа происходит знакомство дошкольников с интересными людьми. Накануне традиционных праздников «День защитника Отечества», «День Победы» педагоги организуют встречи с ветеранами, с представителями военных профессий, с участниками локальных войн, на которых дошкольники знакомятся с одной из главных традиций нашего города – чтить память воинов.
Чтобы дети осознанно воспринимали исторические события, происходящие общественные явления в нашем детском саду реализуется проекты «Праздник со слезами на глазах», «Это Родина моя», «Традиции моей семьи», «Урал – опорный край державы», «Славный город наш Тагил» и другие.
Главной задачей метода проектов является стимулирование интереса к различным видам деятельности, а также он ориентирован на самостоятельную деятельность, в ходе которой приобретаются социальные, нравственные знания, связанные с планированием личной познавательной деятельностью, которую они выполняют в течение определенного времени, что способствует приобретению социальной практики, адаптации к современным условиям жизни, развитию таких качеств личности как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформировать проблему, определить замысел. Поэтому в нашем учреждении проектная деятельность носит характер
сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи.
Дошкольное учреждение помогает семье развивать и воспитывать патриотические чувства у детей, в том числе и посредством организации совместных развлечений познавательного характера. Так, например, наши воспитанники и их родители принимают активное участие в квест- играх «Самый смелый и отважный», «В поисках сокровищ Урала», «Секреты Цветика- семицветика», «Как дети ключик дружбы искали» и другие. И взрослых, и детей привлекают подобные игры тем, что в них всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что- то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игроков заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, дабы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше. В процессе такой игры все участники могут пообщаться друг с другом, узнать много нового и интересного и реализовать заложенную в каждом человеке тягу к приключениям и загадкам. Таким образом, у подрастающего поколения в процессе совместной игровой деятельности происходит развитие патриотических чувств, так как квест дает возможность ребенку выйти из круга личных интересов и понять, что достигнуть результатов в любой деятельности возможно только с помощью совместных усилий объединенных общей целью и духом людей.
Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс, залог будущего развития страны, поэтому развитие у дошкольников гражданско-патриотических позиций должно стать значимым компонеттом дошкольного образования — первой ступени образования человека.
Список литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: режим доступа www.orthedu.ru/obraz / 14526 gosudarstvennaya programma patriotichesko vospitanie grazhdan rossiyskoy federaciina 2016–2020 gody.html (дата обращения: 25.05.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: федеральный закон «об образовании в РФ» от 17 октября 2017 года, N 1155 г.Москва.
3. Абашина, В.В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации [Текст] / Детский сад от А до Я – 2008. № 3, с. 20-30.
4. Богомягкова Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ Вопросы дошкольной педагогики – 2017. №1, с. 19-23.
5. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в образовании [Текст]: учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. — 184 с.
6. Уральская Е.М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности [Текст]: В сборнике Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2015, с. 183-188.