Развивающая игра «Удивительный мир природы» для детей средней группы

Цель. Уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, формировать представления об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателях, а также развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы. Упражнять в счете до восьми. Употреблять в речи слова самый большой, самый маленький. Упражнять в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, за и т. д. Совершенствовать в употреблении предлогов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе, ценить ее красоту.

Атрибуты: книга с игровыми полями внутри с изображением опушки леса, лесной чащи, лесной полянки, луга, плоскостные изображения растений, животных, ягод, насекомых.

Ход игры.

Участвуют 2-4 ребенка. Перед детьми лежит книга с игровыми полями внутри.

Ребята, это волшебная книга поможет совершить удивительное путешествие в мир природы. Мы побываем в разных уголках леса.

Открываем первую страницу. Это опушка леса.

Саша и Даша гуляют в лесу. Тихо и пусто в лесу. Все звери и птицы затаились. Даже ягоды и цветы в траве попрятались.

Покажем Саше и Даше удивительный мир природы. Как на самом деле богат и красив наш лес. (Перед ребенком лежат плоскостные изображения животных, растений, насекомых. По ходу рассказа воспитателя дети раскладывают изображения на игровое поле.)

Перед дубом растет белый гриб.

Между елкой и березой растет ромашка.

В лесу много насекомых. Вниз по дубу ползет шустрый муравей. Над ромашкой летает красивая бабочка. По лесной тропинке по своим делам спешит ежик.

Где сидит белка? (в дупле) А дятел? (на стволе дерева) Что делает дятел? (жучков из-под коры дерева достает)

Высоко на елке сидит сова и зорко следит за всем происходящим в лесу. Поднялся ветер и собой принес «деток» с разных веток.

Под елочку упала шишка – какая? (еловая) Под дуб упали плоды дуба. Как они называются? (желуди)

Много в лесу всего интересного.

(Переворачиваем страницу)

С опушки леса мы отправляемся в лесную чащу.

В лесной чаще, живет много разных зверей и птиц. Самый главный зверь в наших лесах – это медведь. Медведя даже называют хозяином леса.

Назови всех животных, которых ты видишь в лесной чаще. Посмотри внимательно на картинку и скажи, что делает каждый из зверей. (Медведь лезет на дерево. Олень бежит. Белка грызет орех. Лисичка выглядывает из-за дерева. Дятел долбит клювом дерево. Зайчишка прячется под деревом. Ежик несет гриб в свою норку. Сова летит. Пчелы вылетают из дупла.) Все лесные звери живут со своими детками. Разбежались они по лесу. Помогите найти каждой маме своего детеныша. (Дети находят зверей и их детенышей. Мама – медведица, а малыш – медвежонок и т. д.)

А какие еще дикие животные живут в лесу (волки). Кто в лесу самый большой, а кто самый маленький?

Покажи рыжих животных. Кто здесь рогатый, а кто колючий?

Перелистываем страницу.

Мы очутились на лесной полянке.

На лесной полянке солнечно и светло. Солнышку все рады: ящерица выползла на бревнышко погреться, бабочки порхают с цветка на цветок, даже гусеницы приползли. Сколько бабочек на полянке? К ним еще одна бабочка прилетела. Сколько их стало всего? Сколько гусениц?

А какие вкусные ягодки можно найти на лесной полянке. Какие ты ягоды видишь на картинке? (ежевику, землянику)

Посчитай, сколько всего ягод поспело на лесной полянке. (5 ягод)

А какие еще ягоды растут на лесной полянке (черника, малина) Найди их и размести на полянку.

Чей это домик с левой стороны от пня (муравья) Как называется домик муравья (муравейник) Посели муравья в свой домик.

Отправляемся дальше. Выходя из леса, мы попали на луг.

На лугу деревья не растут. Луг — это царство трав и насекомых. Кажется, тихо на лугу. Но прислушайся… «Жу-жу-жу! Трр-трр-трр! Ззз-ззз-ззз! Шу-шу-шу! » Все кругом жужжит и стрекочет. Это насекомые. Найдите всех насекомых на этой картинке. Какие насекомые еще живут на лугу (кузнечики, майские жуки) Майского жука посади на лист одуванчика. А кузнечика на лист клевера. Насекомых не надо бояться. Даже пчела не укусит, если ее не напугать. А божья коровка совсем не кусается. Вон она ползет – красная рубашечка, черненькие точечки. А еще на лугу много цветов. Назови все луговые цветы, которые ты видишь на картинке. (ромашки, одуванчики, колокольчики, клевер) А какие цветы еще растут на лугах. Найди их среди карточек. (васильки)

Но кто это в траве стоит, по сторонам смотрит? Да это же суслик вылез из норки, на бабочку загляделся. Какие еще животные живут на лугу, найди их среди карточек. (мышки, хомяки) Мышку спрячем среди колосков, а хомячка под колокольчики .

Посмотри, кого еще ты видишь на картинке (ласточек). В поле живут еще полевой жаворонок и полевой воробей. Кто на картинке выше всех, а кто ниже.

Хорошая получилась прогулка.

Второй вариант игры.

«Что мы видели в лесу? »

Цель. Формировать умение узнавать и правильно называть: ягоды, грибы, луговые цветы, листья деревьев. Правильно классифицировать их по группам.

Воспитывать интерес к природе.

Развивать внимание и память детей.

Ход игры.

Играют 2-4 человека. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе картинками вниз. Участники игры по очереди берут по одной карточке, переворачивают карточку рисунком вверх и говорят, что на ней нарисовано и где это растение растет. Если картинка названа правильно, то играющий забирает картинку себе, а если ответ дан неверный, то карточка откладывается в сторону. Выигрывает тот, у кого в конце будет больше правильно названных карточек.

Третий вариант игры.

«Пары карточек»

Цель. Закрепить знания детей о животных и растениях нашего края. Учить детей мыслить логично. Развивать память, внимание.

Воспитывать интерес к природе.

Атрибуты: карточки с изображением животных, растений, насекомых, птиц.

Ход работы

Подберите 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображением дома рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты убери картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1-2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними (например, если сначала для запоминания картинки с изображением девочки предлагалась картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса). Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.

Четвертый вариант игры.

«Угадай, что спрятано»

Цель. Выявить имеющиеся у детей знания о лесе и его обитателях, развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о них. Развивать память, внимание, связную речь.

Воспитывать доброе и чуткое отношение к природе.

Атрибуты: картинки с изображением птиц, диких животных, насекомых.

Ход игры.

В этой игре от ребенка потребуется умение представлять изображение на карточке по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов.

В игре участвуют 2-6 человек. На столе лежат карточки лицевой стороной вниз. Ведущий берет любую карточку и описывает детям то, что изображено на карточке. Например: «Растение желтого цвета растет на лугу». Кто отгадает, тот забирает карточку себе. Выигрывает тот, у кого соберется наибольше количество карточек.

249
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!