Формировании познавательных ууд на уроках литературного чтения с использование детских журналов

Формировании познавательных универсальных учебныхдействий на уроках литературного чтения с использование детской периодической печати

Жигорева Анастасия Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №11» г.о. Саранск Республики Мордовия

Педагогическую деятельность нельзя считать работой. Это, скорее, творчество, искусство, сопереживание, где личность ребенка является стержнем, а становление индивидуальности — главной задачей.

Особое место в педагогической деятельности занимает литературное образование школьников. Это достаточно сложный процесс для учеников.

Основной формой работы с детскими журналами являются занятия внеклассного чтения, но я рекомендую использовать детские периодические издания и на уроках литературного чтения, на которых младшие школьники учатся читать детские журналы, овладевают приемами их самостоятельного выбора и вследствие этого у них формируются познавательные универсальные учебные действия.

Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главная задача учителя — познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром, научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного. А в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас.

Познавательное чтение направленно: сначало формировать навык чтения и постепенно приплюсовывать к нему понимание прочитанного, сперва озвучить слово, а потом осмыслить, какое слово было прочитано. Для ребенка трудным является второй момент чтения: читая слово или предложение, он полностью поглощен самим процессом опознавания и озвучивания букв, а процесс схватывания этого звучания в качестве смыслообразующего слова у него выпадает. Эти два процесса, которым суждено быть целостными, едиными, для него не становятся целостными.

Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь.

С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих детей с журналами, научить читать, а стараюсь сделать так, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а детские периодические издания — источником познания мира. Так, например, при проведении уроков литературного чтения в первом классе:

1. использую журналы с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги. Так, например, произведения нашего современника Сергея Козлова встречаются в учебниках с 1 по 4 класс 9 раз (УМК «Перспективная начальная школа»). Журнал «Мурзилка» помог организовать заочную встречу с автором на своих страницах, публикуя в 2016 году в № 1, 3, 4, 6, 7, 11 его сказочные истории. Его новые сказки «Сова — сова», «Шотландская баллада» (№ 11, 12, 2018 г.) можно читать как произведения хорошо знакомого друга.

2 апреля 2015 года — 300 лет знаменитому датскому сказочникуГ.-Х. Андерсену. Журнал сделал своим читателям подарок, посвятив № 2 этому событию. Можно не только побывать в Дании, вместе с корреспондентом журнала, но и познакомиться с биографическим очерком о сказочнике, вспомнить любимые сказки, которые читали самостоятельно, отгадывая кроссворды, также рассмотреть, сравнить иллюстрации художников Б. Диодорова, В. Алфеевского, В. Чижикова, Н. Салиенко, М. Бычкова к сказкам Андерсена, прочли сказку «Дурень Ганс», проверить свои знания, ответив на 10 вопросов викторины, выявив самого внимательного читателя журнала. Все это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий:

— ученики учатся искать и выделять необходимую информацию,

— учатся осознанно строить речевые высказывания,

— устанавливают причинно-следственные связи,

— читают осмысленно,

— анализируют и извлекают необходимую информацию из прочитанного.

2. на каждом занятии предлагаю детям новый журнал, который формирует читательский кругозор. Это способствует формированию осознанной значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У школьника будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, ребенок будет учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Младший школьник полюбит чтение, которое поможет ему сформировать собственную позицию в жизни, расширит кругозор.

3. провожу простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в журнале» и т.д. Ребенок приобретет первичные навыки работы с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы. К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, в том числе и познавательные универсальные учебные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Значительная частьпознавательных универсальных учебных действий формируется и совершенствуется при изучении раздела «План и пересказ» во 2 классе и раздела познавательной литературы «Когда, зачем и почему?» в4 классе. Особое внимание в курсе «Литературное чтение» уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного); умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных.Кроме того учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания (с 1 класса) и языкового оформления изучаемых произведений (со 2 класса); установление причинно-следственных связей (с 1 класса); сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений (с 1 класса); сопоставление произведений по жанру (с 1 класса) и по виду (познавательного и художественного) (со 2 класса); обобщение (с 1 класса); классификация (с 1 класса). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.

Таким образом, применение журнала на уроках литературного чтения, позволяет развивать интерес к чтению, совершенствовать интеллектуально-информационные навыки, обогащать мир чувств, эмоций детей.

Можно сделать вывод о том, что детские периодические издания могут быть использованы учителями начальных классов не только на уроках литературного чтения, но так же и на уроках внеклассного чтения. Детские периодические издания позволяют лучше сформировать познавательные универсальные учебные действия. Дети младшего школьного возраста многое узнают на уроках, но для того чтобы углубить и закрепить их знания можно читать информацию из журналов. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Работа с детскими периодическими изданиями способствует формированию следующих познавательных универсальных учебных действий: понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения различных задач; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения различных задач; строить схемы имодели; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

389
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!