Проект : «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников средствами русской народной сказки»
1. Название проекта: «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников средствами русской народной сказки»
2. Творческое название проекта: «Путешествие в мир сказок».
3. Проблема: Как в условиях современного общества привить детям младшего дошкольного возраста духовно-нравственные ценности средствами русской народной сказки.
4. Актуальность:
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка – это средство для развития эмоционально – нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.
К сожалению, на сегодняшний день, наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем случаи враждебности, нежелание помочь товарищу в трудной ситуации. У некоторых детей слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. А ведь именно с младшего дошкольного возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.
5. Цель проекта: формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников средствами русской народной сказки.
6. Задачи реализации проекта:
Образовательные:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством ознакомления сказками.
Развивающие:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;
7. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда;
4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
7. Участники проекта: Дети, воспитатели, физ.инструктор, родители.
8. Вид проекта:познавательно – творческий.
9. Основные формы организации проекта:
Чтение, рассказывание сказок.
Беседы.
Рассматривание иллюстраций.
Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые игры.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Игры – драматизации.
Театрализованная деятельность.
Работа с родителями.
Наглядно-информационные (показ презентаций, просмотр мультфильмов, выставки детских работ, экскурсии в библиотеки).
Познавательные(ООД).
Досуговые (праздники, спектакли, вечера загадок, викторины ).
10. Формы работы с родителями:
Анкетирование родителей на тему: «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка».
Консультации для родителей по темам: «Какие сказки читать детям 3 – 4 лет», «О пользе домашнего чтения», «Как научить ребёнка слушать сказки».
Беседы с родителями по темам: «Что мы читаем дома», «Читаем и играем», «О чём и как беседовать с детьми после чтения сказок».
Информация для родительского уголка на тему: «Роль русской народной сказки в духовно – нравственном воспитании ребенка»
Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
Привлечь родителей к изготовлению декораций к сказкам, атрибутов и элементов костюмов для организации театрализованной деятельности.
11 Методы и приемы:
1. Наглядные:
— рассматривание иллюстраций;
— демонстрация презентаций, мультфильмов, сказок, познавательных видеороликов;
— выставки детских работ.
2. Словесные:
— чтение и рассказывание сказок;
— беседы;
— заучивание потешек, песен, стихов.
3. Игровые:
— Дидактические игры;
— Подвижные, малоподвижные игры;
— Игры-забавы, игры-драматизации;
— Сюжетно-ролевые игры.
12. Реализация современных педагогических технологий нетрадиционных техник:
— здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, действия педагога с детьми;
— информационно-коммуникативные технологии;
— игровые технологии
— использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
13. Методическое обеспечение1.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003; 2.Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Линка – Пресс, 2006; 3.Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Линка – Пресс, 2008; 4. Рыжова Н.А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс,2005; 5.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006; 6.Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001; 7.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996; Интернет-источники.
14. Реализация образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие; Художественно – эстетическое развитие, Познавательное развитие; развитие игровой деятельности; физическое развитие.
15. Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный (Срок с 1.09.2020. по 31.09.2020 г.)
Деятельность педагога:
— определение проблемы, постановка цели и задач;
— составление перспективного плана мероприятий;
— изучение методической литературы;
— подбор русских народных сказок для младшего дошкольного возраста;
— подбор и создание слайдов, презентаций, мультфильмов, сказок;
— подбор материалов для продуктивной деятельности детей;
— подбор наглядно-дидактических пособий, атрибутов для игровой деятельности.
Совместная деятельность:
— введение детей в проблемную ситуацию
2 этап: Практико-ориентированный (Срок: с 1.10.2020 по 10.05.2021 г.):
— знакомство со сказкой;
— эмоциональное восприятие детьми сказки;
— отражение отношения ребенка к героям, событиям и явлениям в продуктивной деятельности;
— реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей, и их родителей;
— подготовка детей к самостоятельной деятельности.
3 этап: Заключительный (обобщающий) этап ( Срок: с 10.05.2021 г. по 31.05.2021 г.):
— Анализ проделанной работы.
— Мониторинг.
— Выводы
— Презентация проекта в форме проведения развлечения: «Сказочное путешествие Мишутки».
16. Ожидаемые результаты:
— развить устойчивый интерес детей к сказкам;
— приобщить детей к художественному слову сказки;
— развить эмоциональную отзывчивость на сказки;
— сформировать доброжелательное отношение детей к сверстникам;
— развить устную речь;
— дать детям первичные представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, трудолюбии;
— воспитать любовь, заботливое и бережное отношение к семье, природе и Родине, сформировать доброжелательное отношение детей к взрослым.
Дорожная карта проекта «Путешествие в мир сказок».
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
Работа с детьми | |||
1. | Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта). | сентябрь | Воспитатель |
2. | Беседа с детьми « Что такое сказка?». | сентябрь | Воспитатель |
3. | Показ презентации « Как появляются книги?». Обсуждение темы проекта, задач с детьми. | сентябрь | Воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Разработка плана мероприятий на год | сентябрь | Воспитатель |
2. | Создание необходимых условий для реализации проекта. | сентябрь | Воспитатель |
3. | Подбор необходимой литературы по данной теме. | сентябрь | Воспитатель |
Работа с родителями | |||
1. | Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта. | сентябрь | Воспитатель |
2. | Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. | сентябрь | Воспитатель |
Практический этап | |||
Работа с детьми | |||
Рассказывание русской народной сказки «Репка» (ООД). Аппликация «Выросла репка — большая-пребольшая» (ООД). Чтение стихотворения В. Шипуновой «Репка». Драматизация сказки «Репка». Дидактические игры: «Чудесный мешочек» (овощи), «Узнай героя сказки по описанию». Хороводная игра по мотивам сказки «Репка» Подвижная игра «Мышеловка». Отгадывание загадок. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. | октябрь | Воспитатель | |
Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (ООД). Рисование «Зёрнышки для петушка» Пальчиковый театр по сказке «Кот, петух и лиса». Дидактические игры: «Накорми домашних животных», «Бюро находок». Настольно – печатная игра «Собери картинки». Подвижная игра «Воробышки и кот». Отгадывание загадок. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. | Ноябрь | Воспитатель | |
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (ООД). Рисование «Колобок покатился по дорожке» (ООД). Лепка «Колобок». Театр игрушек по сказке «Колобок». Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке». Драматизация сказки «Колобок». Дидактические игры «Кто лишний?» «Чья песенка». Кубики с картинками «Родные сказки» Пальчиковая игра «Мы лепили колобок» Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. | Декабрь | Воспитатель | |
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» (ООД). Лепка «Зайчик» (ООД). Конструирование «Домик для Зайчика». Театр игрушек по сказке «Заюшкина избушка». Дидактическая игра «Чей домик?». Настольно-печатная игра лото «Угадай сказку». Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». Подвижные игры «Зайцы и лиса», «Лиса в курятнике». Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. | Январь | Воспитатель | |
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (ООД). Лепка «Пирожки». Театр на фланелеграфе «Маша и медведь». Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Угадай, чья тень». Настольно- печатные игры: домино «Сказка за сказкой», макси-пазлы «Герои твоих любимых сказок». Подвижная игра «У медведя во бору» Чтение пословиц. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. | Февраль | Воспитатель | |
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (ООД). Конструирование «Теремок». Аппликация «Домик для зверят». Настольный театр по сказке «Теремок». Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто, где живёт» Настольно – печатная игра «Картинки-половинки». Подвижная игра «Кто в теремочке живёт» Отгадывание загадок по сказке. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. | Март | Воспитатель | |
Чтение сказки «Гуси-лебеди» ( ООД) Дидактическая игра «В мире вежливых слов» Лепка «Герои сказок». Сюжетно-ролевая игра « Магазин сказочных игрушек». Просмотр мультфильма (Гуси-лебеди). Сюжетно-ролевая игра «Магазин сказочных игрушек». Физкультурное развлечение « Поиграй с медведем». | Апрель | Воспитатель Физ.инструктор | |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Картотека русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста. | Октябрь | Воспитатель |
2. | Консультация «Сказка в духовно-нравственном воспитании детей» | Декабрь | Воспитатель |
3. | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» | Февраль | Воспитатель |
4. | Мастер-класс «Как сделать сказку интересной». | Апрель | Воспитатель |
Работа с родителями | |||
1. | Анкетирование родителей на тему: «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка». | октябрь | Воспитатель |
2. | Консультации для родителей по темам: «Какие сказки читать детям 3 – 4 лет», «О пользе домашнего чтения», «Как научить ребёнка слушать сказки». | ноябрь | Воспитатель |
Беседы с родителями по темам: «Что мы читаем дома», «Читаем и играем», «О чём и как беседовать с детьми после чтения сказок». | декабрь | Воспитатель | |
Информация для родительского уголка на тему: «Роль русской народной сказки в духовно – нравственном воспитании ребенка» | январь | Воспитатель | |
Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки». Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. Привлечь родителей к изготовлению декораций к сказкам, атрибутов и элементов костюмов для организации театрализованной деятельности. | март | Воспитатель | |
Работа с детьми | |||
Оформление книжной выставки «Наши любимые сказки». | апрель | Воспитатель | |
Итоговое мероприятие «В гостях у сказки» | май |
Список использованной литературы:
Журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;
Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005.; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;
О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;
М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.
Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. — М.: Просвещение, 1982г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012, 2013