Выступление на тему: «Электронное дидактическое пособие в работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 

«Формирование информационно-коммуникационной компетентности, как основной педагогической компетентности профессионального стандарта педагога ДОО, обеспечивающей высокое качество образования»

на тему: «Электронное дидактическое пособие в работе с детьми дошкольного возраста»

Как известно, компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И мы не исключение.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях:

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;Реализация программы «Электронная Россия»;Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;Принятие поправок к Закону «Об образовании»;Формирование социальных сетей и др.

Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Возникает вопрос: как же поправить ситуацию?

Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности.

В настоящее время обучающиеся могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка — представителя нового поколения — практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.

Технологии, описанные ниже, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных, способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Как известно, методы развития дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.

В качестве методов развития дошкольников по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).

Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения.

По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы развития:

объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности;

метод проблемного изложения,

частично-поисковый метод,

метод компьютерных дидактических игр.

При использовании проблемного изложения детям предлагается найти способы разрешения проблем. Частично-поисковый метод предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками.

Метод дидактических компьютерных игр предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.

Выбор методов развития определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей.

В развитии дошкольников можно использовать мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играми.

Электронные дидактические пособия обладают следующими преимуществами: -увеличение восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

— позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

— использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

— одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

— при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

— помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни.

Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:

1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы).

2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта.Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)

3. Определить цель и обучающие задачи игры.

4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.

5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).

6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать).

Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.

Это позволяет предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре; ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.

Электронное дидактическое пособия: «Картинки-находилки»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель пособия: формирование мыслительных операций, анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Задачи: 1. Развитие зрительно-двигательной координации, пространственного и образного мышления.

2. Обобщить и систематизировать имеющиеся познавательные умения и навыки.

3. Воспитывать наблюдательность, усидчивость.

174
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!