Проект "Речевые игры как способ формирования навыков общения и взаимодействия детей мл дошк возр"
Педагогический проект
«Речевые игры как способ формирования навыков общения и взаимодействия детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность.
С первых дней своей жизни ребенок окружен вниманием других людей. Самый первый опыт общения человек приобретает задолго до того как научится говорить. С самого рождения малыш включен в социальное взаимодействие. Человек от природы существо социальное, его прогресс развития зависит от биологических, психологических и прежде всего, от социальных законов. В процессе общения, социального взаимодействия с окружающими людьми ребенок получает и усваивает определенный социальный опыт.
Становление и развитие личности закладывается в раннем возрасте. В процессе взросления формирование личности ребенка совершенствуется под влиянием других людей, дошкольник приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей и несёт за своё поведение, поступки ответственность. Процесс становления личности называется социализацией. Основной целью процесса социализации является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, и усвоение.
Социализация дошкольника представляет собой процесс усвоения знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребенку активно учувствовать в жизни общества. Социализация дошкольника происходит под влиянием наследственности, той атмосферы, в которой он воспитывается, самопознания и саморазвития.
Существует такое понятие как позитивная социализация дошкольника. Позитивная социализация представляет собой умение дошкольника взаимодействовать с окружающими людьми и преследует своими целями: освоение ребенком первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социального взаимодействия; развитие положительного отношения дошкольника к себе, к окружающим его людям; создание условий для формирования у ребёнка уверенности в своих возможностях и формирование у ребёнка чувства собственного достоинства; формирование у детей важных социальных навыков, таких как освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, заводить новые знакомства.
Социализация дошкольника предусматривает социальное взаимодействие с окружающим его обществом. Взаимодействие, то есть общение происходит при помощи разговорной речи. Поэтому обучение дошкольников родному языку можно рассматривать как одну из важных педагогических задач дошкольных учреждений. Речь является средством общения и познания детей дошкольного возраста, а также важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Любая деятельность ребенка сопровождается речью. Речь является очень весомым фактором в развитии дошкольника, формирует взгляды и убеждения. Благодаря умению говорить ребенок получает возможность общения с окружающими людьми. родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев), как практика развития (С. Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец), как детская традиция (В. С. Мухина), как практика воспитания (Е.В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка, признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка. Они заключают в своем содержании и транслируют особенности жизни и быта.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение для жизни и развития ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, таких как Выготский Л.С., Пиаже Ж., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. В зарубежной психологии игра трактовалась как деятельность преимущественно инстинктивная (биологическая), в отечественной психологии игра трактовалась как деятельность социальная по происхождению Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. Игра социальна по своему происхождению в социогенезе и онтогенезе, т. е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, по мнению Д. Б. Эльконина, мотивам и функциям. «Игра — это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми". Мотивы детской игры являются основным предметом рассмотрения в контексте исследования психологических механизмов детской игры. Мотивы ребенка с одной стороны определены стремлением ребенка подражать взрослому, а с другой стороны — стремлением ребенка сохранить свою внутреннюю логику поступков. По мнению Л.С. Выготского, «игра представляет собой иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций» и «возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аффектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которые пока еще не могут найти своего выражения в силу особенностей психического развития ребенка и сохранения прежней тенденции к немедленной реализации желаний». Д. Б. Эльконин подчеркивает значение социальных мотивов ребенка, реализующих желание ребенка жить совместной жизнью со взрослыми и указывает на то, что ролевая игра возникает в социогенезе на определенном этапе исторического развития общества. Когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже не могут быть непосредственно удовлетворены.
Таким образом, исследователи приходят к выводу, что игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности.
Цель проекта: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества в процессе речевого развития.
Задачи:
образовательные:
— учить детей осознанно распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания;
— формирование у детей социально-коммуникативных навыков: развивать связную монологическую и диалогическую форму речи;
— учить детей грамотному построению речевого высказывания;
— познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты), научить им пользоваться для проявления своих чувств;
— обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;
— оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку;
развивающие:
-развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
— развивать эмоциональный и социальный интеллект, общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
воспитательные:
— воспитывать положительные качества личности, становление самостоятельности, целенаправленности и способности к регуляции собственных действий.
Новизна проекта заключается в использовании дидактических игр по развитию речи с целью развития навыков общения между сверстниками.
Тип проекта:
— исследовательский
— групповой
— долгосрочный (Октябрь 2019 г. — май 2021 г.).
Участники проекта:
— воспитанники группы № 4
— родители воспитанников
— воспитатели группы
Ожидаемые результаты:
— дошкольники осознанно распознают эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражают собственные переживания;
— у детей сформированы социально-коммуникативные навыки: развита связная монологическая и диалогическая формы речи;
— дети грамотно выстраивают речевое высказывание;
— дошкольники ознакомлены с языком эмоций (позы, мимика, жесты), умеют им пользоваться для проявления своих чувств.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (октябрь 2019 — декабрь 2019 гг.):
Содержанием работы подготовительной этапа проекта стали следующие мероприятия:
1. Проведение мониторинга развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучение методической литературы по теме: «Позитивная социализация детей дошкольного возраста в процессе речевого развития», систематизация и отбор материалов.
3. Создание предметно-развивающей среды в группе.
4. Подбор и создание картотеки дидактических игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр, направленных на развитие речевого дыхания.
5. Консультация для родителей: «Речевая игра как средство умственного развития ребенка».
Содержательный этап (январь 2020 — март 2021 гг.):
Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям:
Организация развивающей предметно-пространственной среды | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды как системы условий для обеспечения становления целостной личности ребенка: — подбор и оформление картотеки бесед с детьми «Наш друг — Язычок», «Веселые пальчики», «Поговори с Медвежонком», «Научим Медвежонка говорить»; — подбор и оформление картотеки пальчиковых игр и гимнастики; — подбор и оформление картотеки артикуляционной гимнастики; — подбор и оформление картотеки дидактических игр, направленных на развитие речевого дыхания; — подбор и оформление картотеки дидактических речевых игр, направленных на позитивную социализации дошкольников. | Цель: развитие коммуникативных способностей детей, посредством использования следующих методов: — проведение дидактических игр, игровых упражнений, направленных на развитие речевого дыхания; — выполнение артикуляционной гимнастики; — выполнение пальчиковой гимнастики и различных игр с предметами, направленных на развитие мелкой моторики дошкольников (су-джок, карандаши, шишки, игры с прищепками, мозаика и др.); -просмотр мультимедийных презентаций «Наш друг — Язычок», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Учимся играя»; — рассматривание иллюстраций из альбома по выполнению артикуляционной гимнастики, сцены из знакомых литературных произведений; — дидактические игры типа «Угадай, что изменилось», с помощью которых происходит закрепление названий предметов; — дидактические игры по типу «чудесный мешочек»в ходе которых дети учились различать сходные предметы, правильно называть их, определять их значение. | Цель: установление сотрудничества между МАДОУ и семьи в вопросах позитивной социализации детей дошкольного возраста в процессе речевого развития: — просветительская работа о значении и роли красивой и правильной речи в жизни ребенка и ее влияние на дальнейшее школьное обучение; — консультирование на темы: «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие», «Значение развития мелкой моторики в жизни детей раннего дошкольного возраста», «Поговори со мною, мама», «Развивающая речевая среда», «Как организовать занятия по развитию речи дома»; — индивидуальные беседы: «Какими играми играет ваш ребенок»; — памятка для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»; — привлечение к созданию атрибутов для игр в центре речевого развития. |
Заключительный этап (апрель — май 2021 г.):
На данном этапе был проведен сравнительно-диагностический анализ развития социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, направленный на выявление уровня активизации речевой деятельности.
Проведение открытой НООД с использованием речевых игр на тему: «Построим гнездышко для синички».
Разработки и конспекты мероприятий, памятки и консультации для родителей размещены на сайте образовательного учреждения, на моих личных мини-сайтах: nsportal, prodlenka.org,art-talant.org.
Результаты реализации проекта:
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Мониторинг речевого развития дошкольников в начале проекта показал: словарный запас беден, не сформированы грамматические формы. У детей различны темпы овладения родной речью, дети отличаются друг от друга не только различной сформированностью речевых навыков, но и уровнем развития познавательных процессов, возможностями преодоления речевых нарушений.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа дала положительные результаты:
— дети стали приветливы с окружающими, проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению взрослых повторяют положительные действия, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких;
— дружелюбно настроены, спокойно играют рядом с детьми, а также вступают в общение по поводу игрушек, игровых действий. Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми;
— любознательны, задают много вопросов о людях, их действиях. Различают людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях;
— сохраняют преобладающие эмоционально положительное настроение, быстро преодолевают негативное состояние, стремятся к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий;
— охотно посещают детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относится к воспитателю. Знают стихи, потешки, песенки, по просьбе старших охотно исполняет их;
— положительно оценивают себя, проявляет доверие к миру.
Список использованных источников:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 2011. – 126 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М., 2013. – 206 с.
3. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / М. А. Васильева. – М., 2012. – 143 с.
4. Глазунова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Глазунова, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, – 2012. – 302 с.
5. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ: методич. пособие / Н. В. Иванова. – М.: Творческий центр, – 2018. –78 с.
6. Полякевич, Ю. В., Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. – Волгоград: Учитель,– 2011. – 204 с.
7. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: Пособие для практических работников ДОУ / Г. С. Швайко. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 314 с.