ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШК ВОЗРАСТА

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей.

На современном этапе образования приоритетным считается формирование личности ребенка в контексте родной культуры, языка; ознакомление дошкольников с географическими, культурно-этническими особенностями республики Мордовия, актуализация национальных обычаев в народно-бытовых традициях. Приобщение к национальной культуре играет важную роль в воспитании ребенка.

Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А. А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру национальной культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [2, с.7].

Поэтому, важен комплексный подход при решении вопроса развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий). Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» — частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно — понятно даже для самых маленьких. Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность — приоритет фольклорного жанра.

Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные [2, с. 26]. Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в

дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом [3, с.17]

Изучая в дошкольном учреждении художественные произведения мордовского народа, также дети знакомятся с бытом, традициями, обрядами, кухней, поэтическим и музыкальным фольклором народа, осваивают элементы народных промыслов (валяния валенок, резьбы по дереву, плетению из лозы, бисероплетению, мордовской национальной вышивке, изготовлению национальных кукол).

При отборе фольклорно-этнографического материала педагогу необходимо во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр.; во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.

Таким образом, последовательное непосредственное ознакомление ребенка с духовным наследием народа предусматривает органическую взаимосвязь всех компонентов национальной культуры, которые имеют свое определенное бытовое значение, свою форму воздействия на ребенка.

Список литературы

1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. – Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.

2. Дубровская, Е. А. Эстетическое воспитание и речевое развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Дубровская, С. А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 260 с.

3. Крюкова, Т. А. Мордовская национальная литература в речевом развитии дошкольников / Т. А. Крюкова. Саранск.: Мордов. книжное издательство, 2014. – 212 с.

169
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!