​РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШК-КА СРЕДСТВАМи ДПИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития обучающихся дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Декоративно-прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество источник, который идет от души [3].

Посредствам общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивает у них художественный вкус, что находит свое отражение в их творчестве, вооружает знаниями, несет детям красоту.

В нашей Республики у детей есть уникальная возможность увидеть процесс создания народного творчества в селе Подлесная Тавла, которое называют «игрушечной столицей Мордовии». Главная особенность тавлинских игрушек — в стиле их исполнения. Достаточно грубая резьба и брутальные формы, но в то же время — ювелирно выполненные прялки, чашки и другие атрибуты в руках действующих персонажей [2].

В процессе педагогической деятельности мы ставим цель – подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки, аппликации и рисования.

Опыт работы показывает, что период дошкольного возраста – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности.

Работа, проводимая по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством народов, дает возможность не только расширить представления детей о специфике национального искусства, но и подчеркнуть общие черты. Орнаментальная основа народного искусства доступна обучающимся для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизводить увиденное. Все это дошкольники отображают в своих работах на занятиях по рисованию («Украшение фартука», «Украшение свитера», «Украшение платочка»), лепке («Птичка-невеличка», Мисочка») и аппликации («Укрась салфеточку», «Украшение носового платочка»), а также в свободной деятельности.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством в нашей группе начинается с уголка национальной культуры, в котором дети знакомятся с предметами быта мордовского народа, мордовской матрешкой, куклами в национальной одежде, украшениями мордвы, а также с элементами мордовской вышивки.

Для организации предметно-развивающей среды в группе был изготовлен наглядный и практический материал (альбом «Элементы мордовского орнамента», фотоальбом «Мордовские игрушки»), разработаны развивающие игры («Составь узор», «Угадай по описанию» и др.), папки с силуэтным моделированием («Вышивка»), таблицы с элементами народных росписей («Роспись разных народов»), созданы условия для самостоятельной деятельности, подобран доступный материал для творчества (глина, мягкий пластилин, гуашь), а также подобрана художественная литература. В ДОО были приглашены представители музея изобразительных искусств, которые познакомили детей с изделиями декоративно-прикладного искусства, провели мастер-класс по росписи народной игрушки. Применение информационно-компьютерных технологий на занятиях позволяет организовывать обучение интенсивно и качественно.

Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовлены куклы – Королева Кисточка, Карандаш. На занятия приходят куклы в национальных костюмах, резные игрушки мордовских мастеров из Подлесной Тавлы. Все это позволяет активно вовлекать детей в познавательный процесс, вызывает интерес и повышает их активность.

В процессе образовательной деятельности применяются следующие приемы работы: рассказ, диалог, коллективное обсуждение, индивидуальное выполнение заданий, которые обеспечивают осознание дошкольниками необходимости усвоения нового материала и выполнения определенных заданий.

В практике работы стараемся пробудить у детей веру в свои творческие способности, индивидуальность. Стараемся хвалить ребенка. Но достичь результатов возможно только совместными усилиями дошкольной образовательной организации и семьи.

Таким образом, соприкосновение с декоративно-прикладным искусством обогащает детей, воспитывает гордость за свой город, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Литература

1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. – Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.

2. Гаушев, А. П. Тавлинская школа резьбы / А. П. Гаушев. – Саранск.: Тип. «Красный Октябрь», 2011. – 20 с.

3. Дубровская, Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Е. А. Дубровская, С. А. Козлова. – М.: «Академия», 2014. – 260 с.

4. Колмыков, В. И. Коняшки-глиняшки / В. И. Колмыков. – Саранск.: Мордов. книжное издательство, 2013. – 96 с.

5. Крюкова, Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. Саранск.: Мордов. книжное издательство, 2014. – 212 с.

6. Мартьянов, В. Н. Памятники прикладного искусства мордвы / В. Н. Мартьянов. – Саранск.: Мордов. книжное издательство, 2011. – 124 с.

7. Мартьянов, В. Н. Мордовская народная вышивка / В. Н. Мартьянов. – Саранск.: Мордов. книжное издательство, 2011. – 120 с.

184
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!