ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным в плане воспитания и всестороннего развития личности. Именно в этом возрасте закладывается база всех тех социально и личностно значимых качеств, от которых во многом зависит формирование становление умений и способностей, позволяющих человеку продуктивно действовать в окружающем социуме. Ввиду того, что в дошкольном возрасте у ребенка активно развивается мотивация ко многим видам деятельности, появляется желание выразить себя в творчестве, он является благоприятным в плане формирования ключевых компетентностей, которые являются фундаментом не только для успешной деятельности на данном возрастном этапе, но и на следующих ступенях образования. Понятие «Компетентность» трактуется доктором педагогических наук А.В.Хуторским, как наличие у человека соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Он отмечает, что компетентность является продуктом образования. (Компетенция – набор взаимосвязанных личностных качеств индивида, необходимых для продуктивных действий в условиях окружающего социума.

Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей на современном этапе. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также успешное обучение в школе. На основе классификации ключевых компетентностей, с учетом принципа преемственности существует классификация ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:

— технологическая компетентность;

— информационная компетентность;

— социально-коммуникативная компетентность.

Необходимо отметить, что дидактической единицей компетентности выступает «умение». Также обратим внимание на то, что, говоря о том, что ключевые компетентности формируются в ходе всего образовательно-воспитательного процесса в разных видах детской деятельности.

Технологическая компетентность

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования.

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации.

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Социально-коммуникативная компетентность

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах.

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Ключевые компетентности у детей дошкольного возраста в нашей ДОО мы формируем посредством развития элементарного программирования и робототехники и развития логико-математического мышления у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это идеальное время для начала изучения основ программирования и робототехники, и это совсем не означает длительное нахождение у экрана персонального компьютера. Развитие алгоритмического мышления и основ программирования — это одно из важнейших направлений в развитии детей дошкольного возраста. Данную работу в нашей ДОО педагоги осуществляют при помощи образовательного робототехнического модуля «Cubetto». «Cubetto» — это маленький дружелюбный деревянный робот, созданный, чтобы помочь детям узнать азы программирования. Он состоит из нескольких частей:

Мини-робот, который является главным действующим лицом и может двигаться в заданном направлении. У него есть лицо, движется на колесах. Движется только вперед, поворачивает налево и направо. Движется туда – куда смотрит. Блок управления, где задаются команды для робота. Очередь задач, функция, кнопка начала действия. Набор команд, с помощью которых осуществляется управление роботом. Они представлены в виде стрелок. Красная стрелка – поворот направо, желтая – налево, зеленая – движение вперед на один квадрат, синяя – функция. тИгровые поля с квадратами, по которому робот будет путешествовать.

Для удобства составления алгоритмов на панели управления нами введены в игру новые элементы: стрелки — помощники. Они полностью соответствуют цвету и направлению движения игровых команд специальных блоков. Прежде, чем составить алгоритм действий на панели управления, последовательность действий дети составляют на игровом поле при помощи стрелок-помощников. Затем последовательность действий переносится на панель управления.

Работу по программированию и робототехнике помогают разнообразить тематические игровые поля, по которым робот может путешествовать: «Космос», «Город», «Подводный мир», «Окружающий мир»

Для развиватия логико-математическое мышления педагоги нашей ДОО используют набор «Робомышь», который знакомит детей с понятием «алгоритм», учит последовательности действий и ориентации в пространстве. Правила управления Робомышью просты и понятны. Яркие цвета, кнопки на мышке и красочные карточки с заданиями вызывают неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию. Увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.

Работая в данном направлении, используем дидактический материал «Камешки Марблс». Стеклянный шарик «Марблс» – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «marbls» (то есть мраморные). Суть игры в «Марблс» в том, что она побуждает активность и интерес ребенка, заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от занятия. Практически все математические представления (кроме временных), которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, возможно при помощи камешков «Марблс». «Марблс» помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

В своей работе педагоги используют разработки Вячеслава Вадимовича Воскобовича, автора многофункциональных и креативных развивающих игр для детей. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка. В сюжете сказки ребёнок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Очень нравится детям игра-конструктор «Геоконт». Игра представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определённой последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия.

Развитию интеллектуальной культуры, умению учиться, принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата помогает детям тренажёр «Игровизор». Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями. Дети выполняют задания специальным маркером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания. «Игровизор» делает обучение интересным занятием для дошкольника, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретению знаний, умений и навыков. Использование «Игровизора» в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности.

Удивительная игра-головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач — это «Прозрачный квадрат Воскобовича». В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок с нанесенными изображениями геометрических фигур, методическая сказка «Нетающие Льдинки озера Айс, или Сказка о Прозрачном Квадрате» и альбом со схемами фигурок. В играх с «Прозрачным квадратом» необходимо соблюдать два правила: при складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью и при наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов. Эта незамысловатая на первый взгляд игра на самом деле обладает множеством скрытых возможностей для развития детей. Выполняя игровые задания, дошкольники учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку соотношение целого и части, сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание, конструирование различных фигур развивает логическое мышление

Главная цель на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентноспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

212
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!