ОСВОЕНИЕ МАТЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ДЕЙСТВИЙ С ГЕОМ ТЕЛАМИ И ФИГУРАМИ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Проблема формирования социальной компетентности подрастающего поколения является важной составляющей системы дошкольного образования [5, с. 42]. Современное общество нуждается в активной личности, способной к самореализации, к проявлению социальной активности и творчества в решении важных проблем. Первоосновы личности закладываются в дошкольном возрасте, когда происходит формирование социальных навыков, усвоение норм и правил общества, утверждение себя как представителя социальной действительности. Процесс социализации создает для обучающегося возможность эффективно взаимодействовать с другими людьми. Система дошкольного образования служит поддержкой для растущей личности, способствует оптимальной адаптации в социальном мире [4, с. 58]. В процессе взаимодействия со сверстниками ребенок чувствует себя равноправным партнером, приобретая такие важные характеристики личности, как доброта, открытость, готовность к сотрудничеству, помощь и сочувствие товарищу. Отношения с ровесниками способствуют развитию у ребенка таких важных индивидуальных качеств, как независимость суждений и действий. Основные качества личности, которые закладываются у детей в процессе игрового сотрудничества в дошкольном возрасте, во многом определят его взаимоотношения с окружающими людьми во взрослой жизни. Взаимодействие и сотрудничество – это «школа жизни» для каждого ребенка, и от того, насколько хорошо пройдет он эту школу, зависит его будущее [4, с. 60]. Технология сотрудничества способствует эффективному формированию социальных компетенций дошкольников, развивает навыки сотрудничества у детей младшего и старшего дошкольного возраста в основной образовательной деятельности. Главной особенностью сотрудничества является умение обучающихся договариваться, двигаться от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей о том, кто, что и каким образом будет делать. На начальном этапе воспитанники получают позитивный опыт работы в паре под руководством взрослого, им важно понять «как нужно действовать». Это преподносится в виде игровой роли, поведения другого человека или правила [4, с. 31]. Для этого была разработана математическая дидактическая игра, основанная на модели «Действующий – проверяющий», которая способствует получению дошкольниками позитивного опыта взаимодействия в парах сверстников под руководством взрослого. Основные правила взаимодействия по модели «Действующий – проверяющий» заключаются в следующем. Дети разбиваются на пары разными способами. Распределяются роли. Задание получает пара детей. «Действующий» выполняет задание. «Проверяющий» проверяет, находит ошибки, обсуждает их с «Действующим». «Действующий» исправляет ошибки. «Проверяющий» сообщает о выполнении задания. Меняются ролями, выполняют аналогичное задание. Предлагаю вашему вниманию вариант дидактической игры «Мы хотим построить дом» (работа в паре) по модели – «Действующий – проверяющий». Игра рассчитана на младший дошкольный возраст. Образовательные цели: учить отбирать геометрические фигуры по заданной схеме; формировать умение отсчитывать предметы из большего количества меньшее; продолжать учить выкладывать узор из геометрических фигур в соответствии с изображением на карточке, на карте-схеме; формировать умения соотносить цвет, размер геометрической фигуры с ее изображением на карточке. Развивающие: продолжать обогащать и активизировать словарный запас: геометрические фигуры (полукруг, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); форма, цвет, размер, количество; карта-схема; пара. Развивать диалогическую речь, мелкую моторику рук. Упражнять в координации речи с движениями. Расширять возможности для изображения различных предметов из геометрических фигур. Воспитательные: воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость к партнеру, готовность к совместным действиям в парах, умение договариваться. Воспитывать умение ответственно относиться к заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление делать его хорошо. Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) для отбора необходимых фигур, входящих в состав изображения домов (по количеству пар). Карты с изображением предметов (дома) из геометрических фигур. Карты-схемы (форма, цвет, размер, количество) в разном сочетании (по количеству пар). Ход игры. (Воспитатель обращает внимание детей на новую игру, которая состоит из конвертов с заданиями и геометрических фигур. Предлагает их рассмотреть и знакомит с правилами игры. Дети выбирают себе партнера по игре. Воспитатель отслеживает, как это происходит, анализирует предпочтения дошкольников, помогает, если они затрудняются в выборе пары.) 1 задание «Отбор фигур по образцу».(Воспитатель выкладывает на стол конверты с геометрическими фигурами.) Воспитатель. На стол я положу все геометрические фигуры из нашей игры. Ваша задача – выбрать только те фигуры, которые изображены на ваших карточках. Выбирать фигуры вы будете, соблюдая правило: один выбирает, а другой проверяет, чтобы партнер ваш правильно справился с заданием. Как должен действовать проверяющий? Ему самому (своими руками) выбирать фигуры нельзя, он должен дать возможность выбрать фигуры партнеру. Когда партнер выполнит задание, он проверяет, правильно ли выбраны фигуры (по форме, цвету, величине). Также задает партнеру вопросы о тех фигурах, которые выбраны неправильно, и пара обсуждает правильность фигур. Действующий заменяет фигуры. После этого проверяющий поднимает руку, сигнализируя о том, что пара справилась с заданием. Договоритесь, кто из вас будет выбирать (действовать), а кто проверять? 2 задание «Выкладывание фигур по образцу». Воспитатель. Посмотрите, здесь есть еще конверт с карточкой, и на ней что-то нарисовано. (На карточках изображены дома, состоящие из геометрических фигур.) Воспитатель. Второе задание мы тоже выполняем в парах. Из тех фигур, которые вы уже выбрали, надо выложить такой же рисунок, как на вашей карточке. Но вам нужно поменяться ролями: тот, кто в первом задании проверял правильность выбора фигур, теперь будет выкладывать рисунок рядом с карточкой-образцом, а второй будет его проверять. Помните, что должен делать проверяющий (аналогично первому заданию). (Дети выполняют задание, а воспитатель следит за их деятельностью, определяет уровень развития у них саморегуляции собственных действий и контроля. При необходимости оказывает воспитанникам помощь, напоминает, что надо смотреть на образец, чтобы цвет и размер фигуры соответствовали.) Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданиями. Вы смогли договориться друг с другом, поэтому у вас получились красивые фигуры. Вам понравилось работать вместе? (Ответы детей.) Таким образом, в процессе сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия меду собой и с педагогом; навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь, а затем успешно адаптироваться в обществе. Список использованных источников 1. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Дошкольное воспитание. – 2016. – №1. – С. 3 – 8. 2. Галигузова, Л. Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2014. – С. 96. 3. Колкер, Я. М. Речевые способности: как их сформировать? // Воспитание в детском саду. – 2014. – № 4. – С. 30 – 33. 4. Смирнова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. – 2018. – №1. – С. 58 – 65. 5. Мелантьева, Г. Ю. Формирование социально компетенции у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр // Справочник старшего воспитателя. – 2016. – №5. – С. 42 – 44