Национальные традиции в воспитании дошкольников

Национальные традиции в воспитании дошкольников

Национальные традиции в воспитании дошкольников

Гаврилова Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

помочь ребенку вспомнить свои национальные и родовые истоки;

уважительно относиться к своим древним корням;

чтить и уважать память предков;

систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе всей жизни человека. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Народная культура – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Поэтому роль народных традиций в воспитании детей дошкольного возраста достаточно велика. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Мы живем в многонациональной республике и повсеместно нас сопровождают традиции трех основных наций. Это русские, мордовские и татарские народные традиции, каждые из которых можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

— Создание атмосферы национального быта.

— Традиционные и обрядовые праздники.

— Народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.)

— Народное искусство.

— Народные игры и танцы.

Создание атмосферы национального быта.

Известно, что с раннего дошкольного возраста окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского, мордовского или татарского народа.

Этого мы достигаем через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского, мордовского, татарского народного быта. Для этого мы оборудуем в группе мини – музей, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

Традиционные и обрядовые праздники

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры.

Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными» (Пасха, Троица, Сабантуй, Масленница и мн. другие.) все эти праздники так или иначе мы проводим с детьми или в виде открытого мероприятия совместно с родителями, либо это тематическое занятие, либо это спортивно-развлекательные мероприятия.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни (три формы обрядности: рождение, свадьба и похороны).

Народный фольклор

Народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

В песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Начиная с самого рождения дети сталкиваются с народным фольклором — с колыбельных песен матерей, затем мы просто «не расстаемся» с пестушками, потешками, используем в образовательной и игровой деятельности частушки.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты разнообразного национального характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. (Мы читаем с детьми произведения мордовских писателей, ставим инсценировки мордовских, татарских и русских национальных сказок).

Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей имеет огромное значение. Лучшие черты характера ребенка закладываются в младшем дошкольном возрасте через соприкосновении с миром национальных сказок.

Народное искусство

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Народные игры и танцы

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

Народные танцы развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики.

Играя в различные татарские, мордовские народные игры, участвуя в национальных праздниках, у детей воспитывается устойчивый интерес к языку, культуре, традициям своего народа, его быту и праздникам. Цель проводимой работы заключается в следующем:

-уважение к народу русской, мордовской, татарской национальности;

-воспитание любви к родному краю;

-расширение знаний о культуре и быте мордовского народа.

Итак, национальные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Человек не рождается в богатом духовно и нравственном смысле, поэтому нужно грамотное внешнее воздействие воспитателей, родителей и всей окружающей среды. Конечной целью является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, уважающих отечественную культуру, традиции и обычаи народов своей страны.

429
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!