Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Дошкольное образование

Пискайкина Людмила Викторовна

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 68»

Саранск

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления

с художественной литературой.

«Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.»

В.А. Сухомлинский

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у малыша как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у малышей представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Экологическое воспитание дошкольника — это познание всего живого, которое находится рядом с ним.

Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

На занятиях по ознакомлению детей с природой, воспитании любви к ней, педагог не может обойтись без книг, художественной литературы, которые способствуют обогащению, развитию речи, развивают интерес к природе, формируют умение образно мыслить, передавать свои впечатления. Через художественную литературу малыши учатся видеть в природе все прекрасное, учатся любить природу, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение или рассказ, дети более внимательно начинают присматриваться к растениям, к животным, ко всему живому, что их окружает.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, иней, бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять и поддерживать.

Малыши очень любят слушать сказки, песни, легенды, стихи о природе. Поэтому этот материал собирают во всех детских садах.

Прослушав интересные факты, дети начинают сопереживать всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так и происходит закладка основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе и необходимости охранять е К. Д. Ушинский говорил о том, что произведение может воздействовать на чувства ребенка, только тогда, когда оно понятно им. Поэтому очень важно провести беседу о прочитанном, чтобы помочь дошкольнику «прожить» услышанное, увидеть его, выразить свое отношение и понять значение новых слов.

Желательно подбирать художественные произведения, имеющие интересный, захватывающий сюжет, который вызовет у ребенка эмоциональный отклик в душе. Для малышей трех-четырех лет интересны небольшие стихи, потешки, короткие сказки и истории, описательные загадки. Детям постарше можно предложить пословицы и поговорки, рассказы. Они с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки. Иногда нужно прервать чтение дополнительными вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читать книгу в течение недели.

Работая над картиной «Берёзовая роща», мы обращаемся к рассказу И. Соколова — Микитова «Берёза». Ведь именно берёза часто упоминалась в народных песнях и сказках. Ласково называли, деревенские люди, берёзу берёзонькой. Детям можно включить и дать возможность прослушать хороводную песню «Во поле берёзонька стояла», вспомнить какие они ещё знают песни про русскую берёзу. Познакомить со стихотворением А. Прокофьева «Берёза».

Воспитатель использует детскую книгу о природе, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

Основоположниками детских книг о природе являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги Виталия Бианки учат детей научному видению природы. В каждом рассказе, в сказке, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения Виталия Бианки помогают воспитателю в интересной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. В сказке «Первая охота» В. Бианки знакомит дошкольников с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко прячутся, другие пугают, третьи обманывают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Кто чем поет?», «Чьи это ноги?», «Хвосты, «Чей нос лучше?». Они раскрывают обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они помогают обогатить эстетические переживания детей. Ведь всем давно известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, а порой и на всю жизнь.

Таким образом, наблюдения и художественная литература являются могучим средством в экологическом воспитании детей, что способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогает развить фантазию, творческое воображение, полет мысли. Все это дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экокультуру маленького человека.

Литература:

Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство — пресс», 2000. – 319 с.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.

Громова О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. «Творческий Центр СФЕРА», 2005 год.

Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. — 1996. – 48 с.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М.«Просвещение»,1983- 208с.

366
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!