Конспект занятия в старшей группе на тему: "Откуда берется хлеб?"
Конспект НОД в старшей группе на тему «Откуда берется хлеб?»
Цель: Расширить представления детей о хлебе
Задачи:
— познакомить с процессом выращивания хлеба;
— дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
— научить видеть и уважать труд хлебороба.;
— прививать детям бережное отношение к хлебу.
Ход НОД
— Ребята, посмотрите, нам принесли посылку. Вы хотите посмотреть, что в посылке?? Но сначала отгадайте загадку.:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Дети: Хлеб.
— Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
— А вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Воспитатель открывает посылку.(хлебобулочные изделия)
— Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет память, улучшает пищеварение.
— «Откуда пришел хлеб?». Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте, что находится в волшебном мешочке.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
— Что же это?
Дети: Колосок.
(Достаю колосок.)
— Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.
— Прежде чем на нашем столе окажется свежий ароматный хлеб, надо вырастить растения, из которых потом получают зерно. Эти растения — ЗЛАКИ, они растут на поле.
— Людей, которые выращивают хлеб называют ХЛЕБОРОБЫ. Повторите.
Слайд 1
— Чтобы собрать хороший урожай, недостаточно просто бросить семена в землю, ведь тогда часть семян разнесет ветер, часть склюют птицы.
— Начинается все весной, когда земля оттает, просохнет, начинается ПАХОТА. Повторите это слово.
— Что же это такое? Это когда поле нужно вспахать. Какие машины помогают в этом?
Дети: Трактор.
— Чтобы вспахать землю, к трактору прикрепляется плуг.
— Для чего нужно вспахивать землю?
Дети: ............................................
— Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли, тогда земля станет рыхлой, мягкой, подходящей для сева. Разрыхляя землю, хлеборобы уничтожают и находящиеся в почве сорняки, которые мешают, чтобы росли злаки, забирая у них питательные вещества и влагу.
Слайд 2
— Дальше начинается СЕВ. Повторите.
— Как говорит пословица «Что посеешь, то и пожнешь». Перед севом семена тщательно готовят, потому что не каждое зернышко может прорости. Хлеборобам важно знать какая погода. Также они пользуются народными приметами. Например, Берут горсть земли и с высоты плеча выпускают из рук: если рассыпается — то пора сеять, нет — рановато.
-Не зря говорит пословица говорит «Сей в добрую пору — соберешь хлеба гору».
Семена нужно сажать на определенную глубину. Если посадить слишком глубоко — у ростка не хватит сил выбраться наружу. А если не будут приоткрыты достаточным количеством земли, то птицы склюют. Во время сева трактор остается надежным помощником хлеборобов. Только теперь к нему прикрепляется сеялка. Сеялка — это орудие, состоящее из рамы, опорных колес и ящичков-бункеров, в которых помещаются семена. Эта сеялка делает бороздки (углубления в земле), семена попадают в бороздки, а затем засыпаются землей.
Слайд 3
— После сева проходит немного времени — и на поле появляются первые всходы. Следующая пора — ХЛЕБ РАСТЕТ. Хлеборобы не сидят сложа руки в ожидании урожая. Недаром говорят: «Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится». Чтобы злаки росли, нужно тепло, свет и питательные вещества.
— Хорошо, если дождик поливает. А как быть, если дождика нет?
Дети: ...........................................
— Для этого на поле выходят поливальные машины.
— Хлеборобы борются с сорняками, растениями, которые наносят вред злакам. Борются и с животными мелкими грызунами и насекомыми, которые поедают зерновые растения.
Слайд 4
— Вот наступает один из самых ответственных моментов в жизни хлеборобов — ЖАТВА. Повторите. Это пора уборки урожая. Здесь тоже не обойтись без машин. Существуют специальные комбайны для уборки зерна. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеваторы — это специальный дом для хранения зерна. На элеваторе зерно сушат.
Слайд 5
— А затем зерно отправляют на мельницу. Там его мелят в муку.
Слайд 6
— Затем муку отправляют на хлебозавод, где происходит ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА. В муку добавляют соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлеба.
Слайд 7
— Затем раскладывают в формы, и по специальному конвейеру хлеб отправляется В ПЕЧЬ для выпечки.
Слайд 8
— После того как хлеб достали из печи, он остывает в течении 2-5 часов. Затем его упаковывают и отправляют В МАГАЗИНЫ.
— Как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
— Давайте мы с вами поиграем и вспомним, что нужно, чтобы выросли колоски.
Физкультминутка
1. В землю зернышко попало.
(дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают ее руками)
2. Прорастать на солнце стало.
(дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая:
«Золотое солнышко, ты согрей нам зернышко!
Дождик, дождик поливай! Будет хлеба урожай!»)
(дети вытягивают руки вперед, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой)
3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(дети медленно встают)
4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
5. И красавцем обернулся (руки вперед)
6. Золотые колоски на ветру качаются
(дети встают на носочки, поднимают руки вверх, кисти опущены вниз)
7. Низко наклоняются.
(дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:
«Поспел урожай! Приезжай, убирай!)
(наклоны вниз)
— Вот нам колосок сегодня и рассказал, откуда берется хлеб.
— Посмотрите на картинки и еще раз вспомните, как все это происходит.
(Дети по цепочке рассказывают откуда берется хлеб, опираясь на картинки.)
— Каждая крошка хлеба — это огромный труд. Это труд не одного человека, а множества людей разных профессий: трактористов, комбайнеров, рабочие мукомольных заводов, пекарей.
Хлеб нелегкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
В. Кожевников
— Пословица гласит »Плох обед, коли хлеба нет". Повторите.
— Из зерен пшеницы получают пшеничную муку и пекут белый хлеб, батоны, булки, а из зерен ржи получают ржаную муку и пекут черный хлеб. Мы сегодня с вами на обед будем есть черный хлеб из ржаной муки.