Модульно-редуктивные приемы обучения

(Слайд 1) Сегодня мы часто слышим, что современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

(Слайд 2) Эта идея не нова. Еще в середине XIX века немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег высказал замечательную мысль:«Мы страдаем переоценкой знаний. Они никогда не должны занимать первое и господствующее место. Для многих людей было бы лучше, если бы они меньше знали, но зато больше делали. Ведь от чрезмерного обилия знаний обычно глупеют. Нам не хватает сильных, энергичных людей. Не будем забивать головы учеников грудой учебного материала и тем самым способствовать формированию односторонних людей! Больше простора для свободно развивающейся силы!»

Эта мысль не была услышана. Долгие годы в школе учебный процесс был сведен к тому, что от учителя к ученику передавались знания, умения и навыки. Но современная жизнь доказала, что этого недостаточно. Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни.

Понимание любой информации является чем-то личностным, плодом интеллектуальных усилий индивида. Отсюда часто бывает так, что человек заявляет, что понял все, но это оказывается не соответствующим действительности: или не понял, или понял не так. Поэтому нельзя спрашивать у ученика, понял он объяснение или нет.

Когда учитель объясняет материал ученику, то в этот момент ученик «объясняет себе». Если это объяснение состоялось – ученик понял учителя. Учитель никогда не сможет понять (объяснить себе), почему ученик его не понимает, то есть не может повторить объяснение учителя.

Происходит это потому, что ученик не может (или по каким-то причинам не хочет) воспроизвести ту систему связей, которую изложил учитель.

Когда ученик «перевёл» учебный материал с языка учителя на свой язык, смог своими словами изложить суть полученной информации, применить полученные знания на практике, тогда мы можем считать достигнутой цель обучения.

(Слайд 3) Давайте задумаемся над изначальным значением слова «учащийся». Возвратная частица «-ся» заставляет нас трактовать слово «учащийся», как «учащий сам себя». Поэтому «деятельностный подход в обучении» стал одним из главных в условиях введения ФГОС. В данной ситуации главная задача учителя уметь не «учить» детей, а управлять процессом обучения

Одной из важнейших управленческих задач учителя является задача создания педагогических, проблемных ситуаций и управление ими. Учитель и ученик стараются приостановить, затормозить огромный поток информации для обобщения, анализа. Как учителю создать аналогичную ситуацию редукции для ученика (причём многократно повторяемую)?

«Не торопись», «остановись», «задумайся», «разберись», – все эти слова связаны с необходимостью организации «торможения» принятия учеником информационных потоков.

Используя алгоритмический подход, присущий ряду образовательных технологий (модульной, модульно-блочной др.), мы наполняем сам урок совершенно другим содержанием. В первую очередь мы провоцируем учащихся на критическое отношение к предлагаемой им порции информации. Учебный материал является средством совершения учениками ряда мыслительных операций. Ученик словно поднимается над учебным материалом, «примеряет» его под себя. Он не только последовательно выполняет учебные задачи, но и сам их создает: формулирует вопросы, составляет тесты и т.п. Ученик постоянно нацелен на творчество.

В повседневной деятельности педагога-практика в процессе обучения все чаще выступает задача поиска и использования редуктивных механизмов мыслительных операций по их эффективному взаимодействию на всех этапах обучения: репродуктивного, продуктивного, креативного.

(Слайд 4) В словарях понятие «редуктивное» трактуется как «сводящее обратно». Редукцией называют методологический прием в логике, математике и других дедуктивных науках, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения.

«В ходе редуктивного образования личное знание формируется при прямом творческом участии (а не под силовым воздействием, как при репродуктивном обучении) чужого личного опыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием».

В основу модульно – редуктивной технологии обучения заложен ряд приемов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учеников (Слайд 5)

1.Техника активно-продуктивного чтения.

2.Техника сжатия информации.

3.Техника обратной связи.

4.Технология рейтинга.

5.Технология целеполагания.

6.Проектная технология.

7.Техника интерактивного обучения.

Рассмотрим некоторые приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить в среднем звене.

1.(Слайд 6) Кубик Блума. (Техника активно-продуктивного чтения) На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» «Кто», «Когда», «Где», «Что». Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него. (Работа с текстом «Образование Древнерусского государства»)

2.(Слайд 7) Ключевые слова. (Техника сжатия информации) Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно. (Работа с текстом «Церковный раскол»)

3.(Слайд 8) Игра «Три предложения». (Техника сжатия информации) Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игрыработа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя (Работа с текстом «Медный бунт»)

  • Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

4.«Задай вопрос». Когда ученик формулирует вопрос, определяется его уровень знаний (чем ниже уровень знаний, тем «проще» вопрос). Хороший вопрос оценивается очень высоко.

5.Составление тестов. Этот прием позволяет проявить творческие навыки учащихся. Но ученики должны понимать разницу между альтернативным тестом и тестом на соответствие или тестом на исключение лишнего. Поэтому данный прием целесообразно использовать в классах постарше

6.Оценка текста. Ученики читают текст и оценивают содержание изучаемого параграфа. Учитель может задавать наводящие вопросы. Например, «Какие даты встречаются в данном параграфе?» и т.д.

Для старших классов можно предложить следующие приемы модульно- редуктивного обучения: (Слайд 9, 10)

1.Аналитическая работа. Эта деятельность основана на работе учеников не с учебником, а с дополнительным материалом, хрестоматией. Необходимо продумать задание таким образом, чтобы учащиеся, поработав с данным материалом, пришли к определенным выводам.

2.«Шифрограммы». Ученики составляют опорный конспект изучаемой или изученной темы. Можно использовать особый язык «кодирования» информации. Задача остальных – расшифровать эту «шпаргалку».

3.ПОПС – формула.

П – позиция («Я считаю, что…»)

О – объяснение, обоснование («Потому что…»)

П – пример («Я могу это доказать на примере…»)

С – следствие, суждение («Исходя из этого я делаю вывод о том, что…»)

4) Групповой метод обучения. В ходе такой деятельности возникает индивидуальная ответственность, взаимное уважение, толерантность к чужому мнению.

Вышеизложенные приемы предполагают: возрастание роли обучаемого в учебном процессе, включение слабоуспевающих учащихся в работу, повышение самооценки ребенка. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет.

Использование редуктивных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни

В основу модульно – редуктивной технологии обучения заложен ряд приемов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учеников

oТехника активно-продуктивного чтения.

Техника сжатия информации.

Техника обратной связи.

Технология рейтинга.

Технология целеполагания.

Проектная технология.

Техника интерактивного обучения.

Приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить на практике.

Технологические приемы в технике активно — продуктивного чтения:

1.Отсроченная загадка

2. Задай вопрос

3. Составь задание.

4. Кубик Блума.

5. Аналитик.

6. Пометки на полях

Техника сжатия информации.

Учебники истории и обществознания часто содержат огромное количество информации и естественно, что учитель хочет, чтобы в умах учеников отложилось самое важное. Здесь помогут следующие приемы:

1.Своя опора.

2.Дай определение.

3.Ключевые слова.

4.Резюме.

Техника обратной связи.

Для лучшего управления учебным процессом необходима постоянная обратная связь с ученика: как они усвоили новый материал, какие проблемы возникли? Частые контрольные и проверочные работы нецелесообразны, так как могут вести к психологической напряженности и страху со стороны учеников. Отследить эффективность усвоения можно успешно через следующие упражнения:

1.Задание массивом.

2.Базовый лист контроля.

3.ПОПС-формула

4.Буриме.

5.Пресс-конференция.

Техника интерактивного обучения.

Интерактивное обучение характеризуется целенаправленным и интенсивным взаимодействием ученика и учителя, ученика и ученика. Можно рассматривать его как групповой метод обучения, который способствует сотрудничеству и сотворчеству между одноклассниками. В ходе такой деятельности возникает индивидуальная ответственность, взаимное уважение, толерантность к чужому мнению. Ребята учатся слышать друг друга. Ученики осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку. Создают свою формулу успеха.

222
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!