Корни с чередованием (урок русского языка в 5 классе)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных  предметов  № 39"

городского округа Саранск Республики Мордовия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

5 класс

Тема: “Правописание корней

с чередующимися гласными”

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Кашаева Галина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2010

 

 

Цели урока:

-                                        формирование умения правильно выбирать гласную в корне, знакомство с алгоритмом е // и в корнях с чередованием; повторение видовых глагольных пар, синтаксический разбор предложения, обогащение словарного запаса.

Тип урока: урок-анализ, урок-диалог.

Ход урока

1.                 Работа с видовыми парами глаголов.

разберет                         разбирать

замереть                         замирать

расстелишь                    расстилать

заблестеть                     блистать

раздерет                        раздирать

стереть                          стирать

отпереть                       отпирать

разжег                           разжигать

-           Сравните данные пары глаголов. (Глаголы совершенного и несовершенного вида, неопределенная форма глагола и форма ед.числа 1, 2, 3 лица).

-           В какой части слова находится новая, еще не изученная орфограмма? (В корне).

-           Какие буквы в корне чередуются? (е // и).

-           Как вы думаете, ребята, от чего зависит правописание чередующихся главных в корне? (От наличия или отсутствия а).

-          Если за корнем идет а, в корне пишем… (и). Если этого суффикса нет, в корне пишем… (е).

-           Итак, обобщим: правописание чередующихся гласных е-и в корне слова зависит от наличия или отсутствия суффикса а, идущего за корнем.

-                Попробуем сформулировать правило. (Ребята проговаривают правила).

-                Посмотрите, как обозначается орфограмма. (Закрепительная работа).

-                Теперь мы можем сформулировать и записать в тетрадь тему урока. (Правописание корней с чередующимися гласными е // и в корне)

-                Есть ли в русском языке корни с чередованием, правописание которых тоже зависит от суффикса а. (Да).Какие это корни? Назовем их. (Лаг, лож, кас, кос).

-               Что мы пишем в этих корнях в том случае, когда есть суффикс а. (а).Если его нет? (о).

-               Молодцы! Еще раз повторим это правило. (Лага-лож, каса-кос, пира-пер, дира-дер и т.д.).

2.            Вызванный к доске ученик по образцу, выполненному учителем, проводит разбор слов, вставляет  пропущенную букву и выделяет орфограмму, комментируя ее.

Умереть от жажды, стелить скатерть, неисправимый задира, блестящий лед, прижигать рану, стереть написанное, листал на балу, подпереть забор, слегка касаться, предложить помощь.

-               Попробуем записать и разобрать самостоятельно следующие словосочетания, выделяя орфограмму: Постелить скатерть, стиральный порошок, дерётся на улице, опираться  на трость, замереть от страха, выбирать книгу, прилагать усилия, легкое прикосновение.

Проверим, как вы справились с заданием. Назовите слова с гласной и в корне. (Стиральный, опираться, выбирать); -«-«  е в корне (Постелить, дерется, замереть); -«- а (Прилагать); -«- о (Прикосновение).

3.            Учитель предлагает образовать однокоренные слова с помощью разных приставок. Слова (их графические схемы) на доске. Задание дается для самостоятельной работы с последующей проверкой.  Каждому ряду предлагается по 2 слова для выполнения задания.

д…рать               ст…лать                 м…реть

ст…лить             п…реть                  б…рать

Проверяются все составленные словосочетания, орфограмма выделяется.

4.            Пока учащиеся выполняют предыдущее задание, учитель раздает листочки для выборочно-распределительного диктанта.

1.            Огонь не разбирает ни своего, ни чужого.

2.            Смелость города берет.

3.            Добившись успеха, нос не задирай.

4.            Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

5.            Кто широко живет, тот ворот не запирает.

6.            Невод рыбак расстилая на берегу студеного моря.

7.            Лучи солнца прижигают грибные шляпки.

8.            Огромные папоротники стелили по земле свои мертвые листья.

9.            Не опирайся на перила, они ненадежны.

10.        Дверь в клетке отперлась, чиж и вылетел.

 

Проводится выборочно-распределительный диктант. Листочки собираются учителем.

На доске разбирается записанное предложение (полный синтаксический разбор). Смелость города берет.  (Повеств., невоскл., простое, распростр.).

Ученик, который разбирал это предложение на доске, разворачивает ее для того, чтобы ребята проверили правильность выполнения этого задания.

5.       Подведение итогов урока.

-           Что мы повторили на уроке? (Орфограмму а // о в корне).

-           Что узнали нового? (е // и в корне).

-           Каков алгоритм объяснения этой орфограммы? (Ребята отвечают, демонстрируя полный ответ с примерами),

6. Домашнее задание: составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне.

 

Используемая литература

1.     Репкин В.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 6 класса (Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Программа  В.В.Репкина и др.: Пособие для учителя. / В.В.Репкин,  Е.В. Восторгова, И.Г. Маркидонова, Т.В. Некрасова). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.

16890
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!